admin

Как противостоять благопристойным мошенникам

ОБЩЕСТВО • ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

«АИФ СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ» № 08 (201) ОТ 18 АПРЕЛЯ 200 3Г.

Кот в красивом мешке
У НАС зазвонил телефон, и милый девичий голос, захлебываясь от радости, сообщил, что наш номер телефона выиграл в компьютерной лотерее приз — два бесплатных авиабилета в Испанию — и нас просят приехать за ними туда-то и во столько-то.

Мой муж решил уточнить:
— Вот прямо-таки так, безо всяких условий и без доплаты?
— Да-да, приезжайте, приз ваш ждет.

И мы поехали — посмотреть, как дурят нашего брата. Оказывается, осчастливить нас решила фирма «Кортеж» (впрочем, это неважно, она может называться как угодно). Кстати, сама фирма называет себя не туристическим агентством, а «клубом обмена отдыхом» — якобы он принадлежит к международной сети RCI и занимается тем, что продает апартаменты чуть ли не на любом курорте земли на одну неделю в месяц — зато в вашу полную собственность! Купите себе кусочек отдыха! А для этого надо всего лишь вступить в наш клуб…

Нам повезло: нами занималась очень приятная девушка, и благодаря этому мы смогли высидеть до конца почти всю презентацию. Она твердила свой монолог, заученный наизусть, как зубрилка-отличница, но терялась, как только ее прерывали вопросами. Собственно говоря, все наши вопросы сводились только к одному — сколько это стоит?

— Подождите, дайте же мне досказать…
— Милая девушка, нас не интересует ваша структура и какие выдающиеся люди являются членами вашего клуба, нам не интересно, что ваша штаб-квартира находится в Мадриде, мы хотим узнать только о финансовой стороне дела.

В конце концов выяснилось, что она — всего лишь консультант и не имеет права касаться финансов. Сколько стоит «членство», нам скажет менеджер — после того, как мы согласимся вступить в клуб и тут же заплатить вступительный взнос. То есть нам предлагают купить кота в мешке — и к тому же неизвестно за какую цену! Правда, нам этого кота расписали такими яркими красками, что отказаться трудно…

К сожалению, для «Кортежа», мы оказались неблагодарными объектами, уболтать нас оказалось невозможно, и после просмотра рекламного ролика долговязая дама-менеджер, уже сменив сладкую приторную улыбочку на лице на весьма кислое выражение, вручила нам «призовой сертификат»; как выяснилось, бесплатные авиабилеты в Малагу и обратно мы могли получить, только оплатив пребывание в «апартаментах» за два месяца до отъезда — что нам должно было обойтись примерно раза в два дороже, чем если бы мы обратились к услугам обычного турагентства.

Мы потеряли время, но зато приобрели бесценный опыт общения с мошенниками, которые рядятся в тогу полной благопристойности.

А что там, в мышеловке?

ИТАК, все начинается либо с билета на презентацию, либо с телефонного звонка, как в нашем случае. Основная задача агента (менеджера, консультанта) — это внушить вам, что такой товар, как тот, что он вам предлагает, вы не добудете ни в каком другом месте, что он обладает уникальными качествами. Вопрос о цене не встает до самого последнего момента, когда вы уже ощущаете себя счастливым обладателем того, что вам навязывают. Причем совершенно неважно, что вам пытаются всучить: «кусочек отдыха», посуду «Цептер», фирменную косметику, универсальные очки для лечения всех мыслимых и немыслимых глазных болезней или тот же гербалайф, который уже вышел из моды.

Итак, процесс начинается с интенсивной промывки мозгов. Вам усиленно внушают, что именно вам эта вещь совершенно необходима, не приводя никаких разумных аргументов. Вам дают уйму совершенно ненужной информации, усыпляя ваше сознание. После такой обработки столь «неважный» вопрос, как деньги, кажется совершенно незначительным…

Кроме прямого внушения, хорошо обученные агенты и коммивояжеры используют еще несколько способов, в том числе внушение косвенное. Они вам тонко льстят, пытаясь повысить вашу самооценку. Для этого используются имена известных людей, обычно артистов и телезвезд, которые пользуются услугами их фирмы (= состоят в клубе), — о них упоминается как бы между прочим. Правда, вы вряд ли сможете проверить это утверждение (а если это и на самом деле так, то наверняка особо важные персоны получили весьма солидное вознаграждение за право использовать их имена в рекламных целях). То есть, приобретая данную услугу или товар, вы окажетесь в очень хорошей компании! А в случае с клубами «обмена отдыхом» вас ловят еще на один крючок: вступив в один из них, вы становитесь владельцем недвижимости за границей, как какой-нибудь там нефтяной магнат — это очень престижно. Дать ответ надо непременно сегодня, сейчас, сегодня же и сделать первый взнос. Если у вас нет денег при себе — что ж, мы подождем, пока вы за ними сходите. То есть вам не дают времени очухаться и поразмыслить — расчет идет на импульсивное решение. Вполне возможно, что потом вы пожалеете о потраченных зря деньгах, но будет уже поздно.

Конечно, все эти фирмы эксплуатируют еще одну человеческую слабость — неистребимое желание разбогатеть на халяву. Если вам предлагают многочисленные льготы, если вас одаривают «бесплатными» путевками и вообще сулят золотые горы, то прикиньте — кто же из акул капитализма такой альтруист, что будет работать себе в убыток?

Дороже, но не лучше

ЕЩЕ один способ воздействия на доверчивых и чересчур внушаемых потребителей — это завысить цены на предлагаемые товары и услуги по крайней мере на порядок. Так вели себя распространители гербалайфа, так работает небезызвестная фирма «Цептер». Расчет идет на то, что, заплатив десятерную цену, человек сам уверится в магических свойствах приобретенного предмета. Так, кстати, действовала моя хорошая знакомая, профессор-терапевт: на бесплатном приеме она выписывала своим пациентам дешевые лекарства, а в платной поликлинике — их дорогие аналоги, но совершенно идентичного действия. «Больные верят, что чем дороже лекарства, тем лучше они действуют», — говорила она. Иногда, правда, случались конфузы: на хозрасчетный прием приходили те же самые больные, что и на бесплатную консультацию, убежденные в том, что за деньги лечат лучше.

Точно так же, очевидно, действуют и кастрюли от фирмы «Цептер», совершенно аналогичные обычным металлическим кастрюлям, только ровно в десять раз их дороже. У меня есть одна чрезвычайно внушаемая знакомая, которая как-то раз мне поведала: «У этой посуды совершенно чудесные свойства, от нее исходит какое-то особое поле. Например, если у меня болит зуб, то я прикладываю кастрюлю к щеке, и немедленно по ней растекается приятное тепло… зубная боль проходит, и становится так хорошо!»

Блажен, кто верует… Доходит до смешного и грустного: так, талантливая дилерша одной из парфюмерно-косметических фирм умудрилась продать «уникальное» средство для чистки ванн, в пять раз дороже обычных, женщине, не получавшей зарплату в течение нескольких месяцев и экономившей даже на еде.

Кстати говоря, некоторые распространительницы косметики используют косвенное внушение невольно. Если женщина-дилер красива, то ее потенциальные покупательницы бессознательно приписывают то, что присуще ей от природы, магическим свойствам косметики: если я буду пользоваться этой косметикой, то тоже буду красивой! Это тот же прием, которые используют известные парфюмерные фирмы, используя в рекламе своей продукции «лицо фирмы» — известную топ-модель или кинозвезду.

Чудеса для ленивых

НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ фирмы играют на наших слабостях. Например, какая женщина не стремится похудеть (разве только та, кто уже чересчур отощала и теперь стремится набрать вес). Но хочется похудеть, не прилагая для этого никаких усилий. И тут сразу же находятся распространители чудодейственных средств. «Похудеть безо всякой гимнастики!» — такой лозунг недавно промелькнул перед моими глазами на телеэкране. Проглотишь пилюльку, какой-нибудь «универсальный сжигатель жиров» — и ешь, сколько хочешь. Увы, по закону теперь к каждому товару требуется аннотация и инструкция на русском языке — что ж, мы и с этой проблемой справимся, где наша не пропадала? И нас продолжают дурить дальше. Моя соседка слегла с тяжелым печеночным приступом. Выяснилось, что она пила какие-то американские таблетки для похудания; в аннотации на русском было написано, что они действуют на организм положительно, при этом совершенно не нужны никакие физические упражнения. На самом же флакончике по-английски дано совершенно четкое указание: рекомендуется для спортсменов в период интенсивных физических нагрузок; может иметь побочные явления.

Вообще надо очень осторожно относиться к любым средствам для похудания. Похудеть с физиологической точки зрения можно в двух случаях: либо потреблять меньше пищи, либо создать для своего организма такие условия, чтобы лишние калории тут же сгорали, то есть, попросту говоря, надо меньше есть и больше двигаться. Значительно уменьшают аппетит стимуляторы нервной системы, но к ним развивается привыкание, их постоянное употребление ведет к развитию наркомании или депрессивного состояния, поэтому они разрешены к применению только в особых случаях. Во всем известном гербалайфе с неизвестной формулой содержатся стимуляторы растительного происхождения, поэтому в ряде случаев его применение приводило к печальным результатам, несмотря на изначальный прилив энергии. Более благоприятны те препараты, которые создают иллюзию насыщения. В любом случае, приобретать их можно только в аптеках — если, конечно, вам дорого ваше здоровье.

А как сделать так, чтобы ненужные калории в нашем теле быстро сгорали? Лучше движения еще никто ничего не придумал. «Универсальные сжигатели» действительно сжигают жиры, но только не под кожей, а в самом желудке — так что они просто лучше усваиваются (таким же эффектом обладает самый обычный фестал, который стоит на порядок дешевле). Так что название препарата соответствует его действию, но совершенно не соответствует цели, а наоборот, может приводить к противоположным результатам.

Вот опять в моем почтовом ящике появилась листовка: «Сбросьте вес естественным образом. Что вы теряете?» Звоню: мне обещают американские пищевые добавки — для ленивых: «Принимаете пилюлю на ночь — и все, что вы вчера вечером наели, утром сбрасываете!» Я настораживаюсь — уж больно похоже это мгновенное действие на эффект мочегонных препаратов, так недолго и почки посадить. Но приятный женский голос в трубке меня уговаривает: «У нас есть лицензия Минздрава России». Проверить это сложно, так как на пищевые добавки компетенция Минздрава не распространяется. В любом случае, потеряю я в материальном аспекте не так много — начальная цена от 250 рублей, «в зависимости от вашего финансового положения». Очень скромные благодетели!

Будьте недоверчивы!

ЕСЛИ вы легко поддаетесь на уговоры и легко следуете примеру окружающих, выработайте для себя свод правил, которым следуйте в ситуациях, подобных мною описанным.

• Никогда не доверяйте полностью тому, что вы восприняли на слух. Требуйте печатные материалы по тому предмету, о котором идет речь.

• Если дилер усиленно нахваливает свой товар или услугу, но при этом увиливает от прямых вопросов и уходит от ответа, насторожитесь: это очень опасный признак.

• Если от вас требуют ответа здесь и сейчас, одновременно с денежным взносом, твердо говорите «нет».

• Если от вас требуют предварительно заплатить за услугу, которую вам предоставят когда-нибудь в будущем, то знайте: вы просто кредитуете данную фирму. Подумайте — может быть, выгоднее вложить эти деньги в какой-нибудь надежный банк — или, еще лучше, в банку из-под кофе?

• Если вам что-то продают по необыкновенно низкой цене, это должно вас насторожить: поинтересуйтесь, не идет ли речь о финансовой пирамиде.

•  Если вам что-то продают по чрезвычайно высокой цене, то это так же подозрительно: скорее всего, кто-то хочет вас одурачить.

И главное, побольше доверяйте себе, а не чужим дядям, думайте своей головой и не позволяйте ничего решать за себя!

Ольга АРНОЛЬД, психолог