admin

Мужские ювелирные украшения и их история

Спрос на ювелирные изделия для мужчин стал заметно расти с середины 80-х гг. К началу 90-х ведущие ювелирные фирмы 20-30 % всей продукции посвящали мужчинам. Многие кутюрье утверждают, что мужчина в украшениях может себе позволить почти все. Таким образом, идет очевидное возвращение традиций мужского самоукрашения, которые сложились столетия назад и наибольшего расцвета достигли в средние века, когда мужчины унизывали перстнями пальцы, а одежду осыпали драгоценными камнями.

Это явление пошло на убыль к 19-му веку, который положил конец неумеренной роскоши. Драгоценности стали признаком не богатства, а вкуса. Этикет 19-го века накладывал на одежду и украшения строгие правила: мужчина мог себе позволить только запонки, булавку для галстука, сдержанные кольца (по одному на третьем или четвертом пальцах каждой руки - не более), брелоки и часы. При этом в качестве вставок можно было использовать только жемчуг или бриллианты, а цветные камни считались дурным тоном. Постепенно в Европе привилась культура мужской сдержанности. Мужские украшения стали знаком гангстерского стиля или стремления бросить вызов всему обществу.

Нынешние тенденции в этой сфере - это своеобразное восстановление мужчины в его правах. Оно совпало с торжеством элегантного стиля. В одежде его воплощением стали двубортные пиджаки, рубахи с манжетами для запонок и яркие галстуки, рисунок которых дополняют булавки и заколки.

Мужчине, желающему подчеркнуть свою утонченность, дизайнеры предложили маленькие драгоценности, способные быть малозаметной частью классического костюма. Помимо традиционных запонок, пуговиц и браслетов, почти забытых и вновь вернувшихся, появились совершенно оригинальные украшения - как классического стиля, так и экстравагантные. Набор вставок пополнился перламутром и цветными камнями. Металлом N 1 в мужских украшениях стала платина - благодаря хроматической (т.е. цветовой) строгости, а также из-за той важной роли, которую она играет в современных технологиях. Таким образом, сдержанность и аскетизм сменился оригинальностью дизайна и изощренностью выполнения.

Родоначальником современных мужских украшений является итальянский дизайнер Джанкарло Мон-тебелло. Направление его работы - создание элегантных вещей для изысканного вкуса. В 1987 г. он предложил мужчинам новый символ элегантности - знаменитый цветок для петлицы, выполненный из золота и эмали. Далее его фантазия создала еще более забавные вещицы: божьи коровки, мошки, муравьи для золотых булавок и т.п. 

Постепенно миниатюрное украшение в петлице мужского пиджака перестало кого-либо удивлять. Вместе с запонками, булавками для галстука и браслетами оно вошло в тот набор изящных вещиц, который составляет часть имиджа современного джентльмена. К этому же набору можно отнести аксессуары, которые не соединяются с костюмом, но также подчеркивают респектабельность их владельца: выполненный из благородного металла портсигар, брелок, зажим для банкнот, ручка. Отметим, что, согласно статистике, чаще всего ювелирные изделия для мужчины покупает его жена или подруга, сообразуясь с собственным вкусом. Порой сделать такую покупку побуждает друг или партнер по делу, от которого не хотелось бы отставать. Сами же мужчины довольно тяжело приобретают дорогие украшения.

Для человека со средствами, стремящегося ненавязчиво подчеркнуть это обстоятельство, основной, таким образом, становится проблема выбора. Дорогой костюм и хорошие часы - это, по сути, униформа. Умело подчеркнуть собственную исключительность с помощью дорогих `безделушек` удается далеко не всем, а лишь тем, кто от природы имеет хороший вкус. С другой стороны, ориентироваться на рекомендации создателей моды - знаменитых кутюрье и дизайнеров - становится все труднее, т.к. мужская мода идет вперед семимильными шагами, в своей непредсказуемости обгоняя женскую. То, что сегодня считается хорошим тоном, завтра может стать смешным.Поэтому стоит ориентироваться на общие правила, которые остаются в силе, несмотря на все новые веяния.

Драгоценности, которые носит мужчина, всегда являются некоторым набором знаков, своеобразным посланием, которое нетрудно расшифровать. Так, толстые золотые цепи и браслеты - устойчивый символ гангстерского стиля. Поэтому, выбирая украшения, всегда нужно знать, как это носится и для чего.

Украшения всегда рассматриваются в культурном контексте: для испанца, например, массивный перстень - дань традиции, а не вопрос вкуса. 

Ношение драгоценностей связано с психологическими моментами: они требуют от их обладателя уверенности в самом себе и в своем вкусе.

Носителю драгоценных украшений необходим и некоторый артистизм - они подобно декорации, которую надо уметь обыграть. А некоторые новинки, предлагаемые ювелирными фирмами, рассчитаны и на хорошее чувство юмора - иначе они сделают мужчину смешным. Таким образом, если нет уверенности в правильности выбора - лучше ничего не носить. Исключением являются семейные драгоценности, обычно они выглядят естественно. Или ювелирные изделия, созданные знаменитыми художниками, они действительно безупречны. Символ нынешнего времени - неброские вещи хорошего дизайна.

Минимальный набор мужских украшений: зажим или заколка для галстука и запонки. Последние в настоящее время весьма актуальны. С манжетами они должны чуть-чуть выглядывать из-под пиджака. Запонки должны сочетаться с часами. Современный западный этикет рекомендует к вечернему костюму надеть ручные часы из благородного металла и не на кожаном ремешке. Российские правила не столь строги. Но и те, и другие утверждают, что иметь только дорогие часы неправильно. В облике делового человека должна быть другая деталь, их уравновешивающая: браслет или заколка для галстука.

Изящные застежки для рубашек правильно использовать так: два конца булавки прокалывают воротничок сорочки, а цепочка пропускается под узлом галстука, а не наоборот. Перстень лучше смотрится на крупной мужской руке с длинными пальцами, чем на мелкой с пальцами пухлыми и короткими. Перстень не одевают на указательный палец. Истинный джентльмен носит это украшение на среднем или безымянном пальце.
Печатку с гербом, художественной монограммой или знаком зодиака можно носить на мизинце любой руки, но если она на левой - вы не будете морщиться при крепком рукопожатии. 

Обручальные кольца для мужчин стали модными в конце 1940-х гг. И в настоящее время их все также носят на безымянном пальце как правой, так и левой руки. Оказывается, что предпочтительнее носить на левой. Дело в том, что, как открыли еще в древности, на этом пальце есть очень тонкий нерв, идущий от него слева к сердцу.

Украшения следует носить в соответствии со своим возрастом. Нелепо выглядел бы юноша с золотыми и бриллиантовыми украшениями. Современный состоятельный мужчина может выбрать позолоченную бижутерию известных фирм или золотые предметы с камнями и эмалью.

Некоторые изделия, ставшие популярными в России: Montblanc (`Solitare` и `Scriptum`) и Philippe Charriol (Кельтская стальная коллекция).