Изготовление кабошонов и бусин
из камней самоцветов

Кабошон считается наиболее древним видом огранки камня. Он представляет собой обработку камней в виде правильной выпуклости на плоском основании.

Кулоны из камня: халцедон (в оправе), агат, сардоникс.

Так издревле обрабатывался камень на Востоке и в средневековой Европе. Предназначался кабошон в те времена главным образом для украшения предметов религиозного культа. Древние говорили, что обработанный кабошоном камень сосредоточивает в себе свет и способствует концентрации духовных сил человека.

Для изготовления кабошонов сначала нужно выбрать качественный материал. Камень должен:

  • быть однородным по текстуре,
  • быть сплошным, без трещин и пор,
  • быть твердым и достаточно вязким.

Это в первую очередь могут быть разнообразные виды агата и халцедона. Поначалу камней с низкой твердостью, например, опалов, нужно избегать, так как их правильная обработка требует опыта и умения.

Плоские бусины разной формы, агат.

Чаще всего кабошоны делают из напиленных пластин. Чем более крупный кабошон будет изготовляться, тем толще должна быть пластина. Обычно толщина пластин достигает 4–7 мм, а для крупных кабошонов – 10–13 мм и больше.

После разрезания пластины обязательно очищают от масла (которое остаётся на камне при обработке) и отламывают кусачками острые выступы. Потом на пластине для кабошона выбирают наилучший для воплощения художественного замысла участок без трещинок и включений. Качество пластины нужно проверить с двух сторон. Обычно у яшмы и агата трещины заметны, но в некоторых поделочных камнях их можно обнаружить только с большим трудом.

Самый лучший узор выбирают при помощи трафарета с отверстиям различных форм и размеров - тогда хорошо видно, что получится в итоге. Выбранный контур переводят на пластину. Он служит ориентиром в изготовлении кабошона.

При изготовлении ювелирных украшений не обойтись без операции закрепления вставки (камня). Процесс закрепления камня в оправу называется операцией закрепки. Качественно выполненная закрепка подчеркивает красоту камня, обеспечивает надежность и делает привлекательным ювелирное изделие. Различают три основные вида закрепок:

  1. глухую,
  2. клапановую
  3. и корневую.

Для закрепления вставок из янтаря, опала и некоторых других камней применяется клеевая закрепка – совокупность механической и клеевой.

Глухая закрепка камня

Закрепление камня в оправе путем равномерного и непрерывного обжатия ее стенок со всех сторон металлом – закрепочным пояском оправы называется глухой закрепкой. Она позволяет придать камню более правильную форму, резче обозначить цветовой контраст камня и металла, и обеспечить наибольшую надежность и крепость всего изделия. Применяют глухую закрепку в основном для закрепления непрозрачных камней.

Крапановая закрепка

Закрепление камня в оправе при помощи крапанов – приливов (стоек) металла, выступающих над верхней кромкой оправы – называется крапановой закрепкой. Она применяется для закрепления практически всех видов вставок из самоцветов и цветных камней.

Крапановая закрепка обеспечивает лучшее по сравнению с глухой закрепкой освещение кабошона, позволяет увидеть его форму, огранку, произвести профилактический осмотр, промывку камня. Украшения с крапановой закрепкой кабошонов производят приятное впечатление ажурных, легких.

Крапановая закрепка является самым распространенным видом.

Корнеровая закрепка

Процесс, когда закрепление вставки осуществляется при помощи корнеров, поднятых штихелем из металла изделия, а сам кабошон укладывается в гнездо – опорный поясок в отверстии изделия, – называется корнеровой закрепкой. Чаще всего она применяется для закрепления прозрачных камней, чтобы осветить их возможно было и сверху, и снизу. Особенно незаменим этот вид закрепки в многокаменных изделиях, когда сочетание цвета многочисленных камней, корнеров и специально вырезанных на боковой стороне оправы сквозного узорчатого рисунка придает изделию особую нарядность, эффектность, привлекательность.

Закрепление камня в оправе

При закреплении кабошона в оправе низ камня должен быть совершенно плоским, а край, которым он должен лечь на опорный поясок, должен иметь небольшую фаску, которая дает возможность легко опустить камень в оправу, не цепляясь за ее стенки. Тогда камень лежит на опорном пояске ровно, соприкасаясь с ним во всех точках. В таком случае, закрепляя кабошон, ювелир не испытывает затруднений и крепление получается надежным.

Посадка кабошона без фаски в плотную оправу может привести к скалыванию камня, это потребует повторной обработки кабошона.

Контур кабошона должен в точности соответствовать участку, выбранному на противоположной стороне пластины, для чего применяют двойные трафареты. Делают их из двух одинаковых трафаретов, находящихся друг от друга на расстоянии 8 мм. Пластину из камня помещают между ними, определяют лучшую сторону и на ней обводят контуры выбранных участков, затем пластину с трафаретом переворачивают и очерчивают эти участки уже на другой стороне. Такой процесс работы исключает ошибки при выборе участка, которые случаются при применении простого трафарета.

Агатовые окрашенные крупные бусины - для авторских украшений.

После этого пластину с нанесенными контурами разрезают на заготовки, следя за тем, чтобы пластина была устойчивой. Чтобы избежать сколов камня, пластину нужно подавать медленно в прямом направлении, оставляя между контуром и пилой зазор в 3–4 мм. Дальше, чтобы убрать сильно выступающие участки, заготовку подрезают еще раз.

С разрезанной пластины все выступы лишнего материала удаляют кусачками или сошлифовываются. Особенно легко обрабатывать пластины агата. Так что начинающим ювелирам рекомендуется пробовать себя именно в обработке агата.

При шлифовке по контуру заготовку нужно держать таким образом, чтобы контур был хорошо виден. Для получения плавных кривых заготовку непрерывно перемещают.

Иногда обрабатывают заготовку, наклеив ее на оправку – кленовую или березовую палочку, разрезанную строго поперек, длиной примерно 120 мм, к которой крепится камень. Тогда работа мастера значительно облегчается и обработка получается более точной.

Так как размеры и формы кабошонов различны, можно сделать набор оправок разного диаметра – от 4 до 20 мм.

Если одновременно обрабатывать несколько камней, то для того, чтобы последовательно пропускать каждую партию через все стадии обработки, нужно иметь 13–15 оправок каждого размера. Так работать удобнее всего.

Наклеивают камень на оправку специальной смолой. Для более прочной связи камень и смола должны быть тёплыми.

Шлифование

Бусина в виде капли, лазурит.

Следующим этапом изготовления кабошона является шлифование заготовки на грубом шлифовальном круге. Сначала постепенно при непрерывном вращении наносят широкую фаску под углом 12–15 градусов от низа к верху кабошона, пока фаска не достигнет основания.

При высоком кабошоне делают несколько фасок для придания заготовке основной формы. В конце грубого шлифования верх заготовки должен стать гладким, симметричной кривизны, без плоских участков.

Тонкое шлифование выявляет рисунок поверхности камня, его текстуру, удаляет все риски. После него поверхность получается гладкой, выявляются необработанные места. Если камень прозрачен или сильно просвечивает, то кабошон будет выглядеть лучше, если нижняя его сторона тоже будет отполирована.

Если камень непрозрачен, в полировании необходимости нет.

Чтобы удостоверится в качестве шлифовки, камень высушивают и осматривают при ярком свете. Места, требующие доработки, помечают карандашом (при искусственном освещении их можно не найти). При тонкой шлифовке нужно стараться не перегревать камень, следить, чтобы не размягчилась смола, что может привести к срыву камня с оправки.

После окончания тонкого шлифования поверхность камня должна иметь матовый глянец и быть покрыта мелкими рисками.

Полирование

Маленькие кулоны из нефрита.

Перед полированием камни промывают, чтобы смыть частицы абразива, устанавливают подходящий, хорошо смоченный водой, полировальник, наносят полирующий состав и начинают полирование камня с фаски. Хорошо подготовленные кабошоны полируются очень быстро, если прикладывать некоторое давление. Во время работы камень протирают чистой тряпкой.

Шлифование и полирование углублений в кабошонах производят вручную деревянной палочкой с приклеенной к ней абразивной тканью.

При полировании твердых камней, (корунда, хризоберилла, шпинели), а также при полировании камней, склонных к крошению или недополировке, применяют алмазную пасту.

Лучшим способом обработки камней является полирование вручную, особенно для тех, что слишком хрупки. Некоторые мастера обрабатывают вручную опал, при этом уменьшается вероятность его нагревания и растрескивания.

Для полирования вручную лучшим материалом является твердая кожа или тонкая кожа, наклеенная на деревянную оправку. Для большинства материалов используют диоксид олова или оксид церия. Мраморный оникс быстро полируется, если в водную суспензию порошка добавить пару капель уксуса.

Затем очищают готовые кабошоны спиртом или мыльной водой с помощью щетки.

Бусины из натурального камня

Используя технологию изготовления кабошонов, можно сделать вручную хорошие бусины из камня.

Плоские квадратные и прямоугольные бусины из перламутра.

Бусинами называют небольшие камни любой формы, имеющие отверстия, благодаря которым их можно нанизывать на нитку.

Чтобы сделать партию одинаковых по размеру сферических бусин, нужно подобрать качественный материал и распилить его на пластины толщиной, равной желаемому диаметру бусин. Затем пластины распиливают на полоски, а полоски - на кубики.

Для изготовления большого количества бусин распиливают сразу несколько пластин, подрезают выступы и склеивают вместе резиновым или иным клеем. Когда клей затвердеет, блок склеенных пластин устанавливают в камнерезный станок и разрезают на части, равные по толщине исходных пластин. Каждая из полученных пластин теперь состоит из ряда соединенных вместе каменных полосок. Эти пластины склеивают вновь и, после того, как клей затвердеет, опять распиливают их, но уже поперек полосок.

Растворив клей, получают множество небольших, совершенно одинаковых по размеру кубиков, которые теперь можно отшлифовать и получить заготовки бусин. Очень удобно.

Мелкие бусины из разных камней (бой).

Чтобы придать заготовкам нужную форму, делают держатель-опору для контакта со шлифовальным кругом.

Сделать держатель можно из металлической или бамбуковой палки нужного диаметра длиной 50 см, на одном конце которой срезана изнутри - фаска под углом 45 градусов.

Бусину вставляют в этот конец и удерживают в таком положении кончиками указательных пальцев. Один конец палки крепко держат под мышкой, а другим концом прижимают бусину к шлифовальному кругу. Перед кругом устанавливают опорную площадку, на которую опирается передний конец палки. Для шлифования бусин нужно приблизить палку к шлифовальному кругу, пока бусина не коснется его.

Продолговатые бусины из кошачьего глаза (имитация).

Затем указательными пальцами бусину поворачивают так, словно делают шар. Через некоторое время, приобретя опыт, заготовку удается вращать во всех направлениях, быстро изготавливая бусины нужной формы.

Закончив грубую шлифовку, приступают к тонкой шлифовке и полировке, для чего трубки небольшого диаметра зажимают в патроне вертикально установленной электрической дрели.

Бусины изготовляют не только сферической, но и других форм. Хороши и плоские, и продолговатые бусины. Встречаются также бусины-кубики, или плоские квадраты...