Глиптика

Глиптика – это миниатюрная резьба по камню, глиптика получила развитие во многих странах, с древнейших времён, и популярна по сей день. Одно из наиболее древних искусств. Древнейшими из известных гемм являются выполненные на высоком техническом и художественном уровне инталии Египта и Мессопотамии.

Из твердых камней, часто многослойных, мастера вырезают изящные рельефы - геммы. Многослойность тут играет большую роль - рельефное изображение получается одного цвета, задний фон - другого, иногда сочетаются несколько тонов - потрясающе красивое и интересное искусство.

Геммы с выпуклыми рельефами называются камеями, а с углубленными – инталиями.

Камеи - это выпуклые рельефные многоцветные резные камни, вырезанные чаще всего на сардониксе, или на многослойном из чередующихся белых и бурых полос агате. Месяцы, а то и годы упорного труда резчик тратил на создание одной камеи. Исследователи глиптики говорят, что для изготовления большой камеи требовалось примерно столько же времени, сколько для постройки собора.

Инталия – это «обратная» низкорельефная резьба, когда изображение словно утоплено, вдавлено в плоскую поверхность камня. Миниатюрные инталии очень распространены в камнях, из которых изготавливают кольца. Многие из них вырезаны в виде фамильных гербов и иных изображений. Кольца с печатками, вырезанными в виде инталий, дают на сургуче или воске камееподобный оттиск. Камнерезы-художники во время работы часто используют для контроля за ходом резьбы восковой слепок. Резьба в технике инталий используется для украшений плоских панелей, а также для придания поверхности резных изделий определенной текстуры.

Камея Гонзага.

Прозрачные кристаллы обычно используются для изготовления ограненых камней, пример -  бриллианты для обручальных колец. Если их рассмотреть внимательно, можно увидеть, что вся поверхность камня покрыта множеством небольших плоских граней (фацетов).

Чтобы лучше выявить ценные оптические свойства камня и довести его грани до максимального блеска, применяют определенные виды огранки и выбирают определенные углы взаимного расположения граней.

Но не из всех прозрачных кристаллов делают граненые камни. Некоторые из их, особенно содержащие замечательные по красоте включения, - тонкие иглы рутила или турмалина, могут быть обработаны в виде пластин плоских или округлых форм, известных под названием кабошоны.

Если камень непрозначен, его огранка лишается смысла, так как через него не проходит столько света, сколько нужно для появления сверкающих рефлексов, которые так ценятся в ограненных камнях. Поэтому непрозрачные камни обычно не гранят. Хотя у меня есть несколько браслетов (яшма, мутный аметист), камни в которых выделаны не просто, а чуть огранены - и свет на таких украшениях играет, хотя и не так сильно, как у прозрачных камней, конечно же.

Красивым камням, которые по причине непрозрачности не гранят, придают форму кабашона. Среди них красивы и очень популярны звездчатые камни – звездчатые рубины и сапфиры: камни с эффектом кошачьего глаза (хризоберилл и другие); сияющие камни, которые называют лунными, и другие.

Существуют и другие способы обработки камней, позволяющие изготавливать декоративные изделия из камня. Для мозаик, столешниц, инкрустаций блоки подходящего камня распиливают на тонкие пластинки, которые затем полируют или по отдельности, или сразу все вместе после составления композиции (например, полируют собранную таким образом столешницу, или колонну...).

Виды работ по камню очень разнообразны. Каждый из них должен применяться для специально подобранного материала. Неподходящий для огранки камень гранить не имеет смысла - людьми за сотни и тысячи лет уже проверено, какие камни в какой обработке смотрятся выигрышнее всего.

На протяжении всего своего существования глиптика оставалась элитарным видом искусства, предназначенным для утонченных ценителей прекрасного.

Лучшие традиции древности снова возродили современные мастера-камнерезы. Они освоили технологию обработки таких сложных в работе камней, как топаз, берилл, изумруд и аметист. В наше время резчики также изготавливают камеи из нефрита, халцедона, топаза и других цветных камней с изображениями птиц, зверей и т. д. Выполнение на агатах и других твердых камнях требует большого мастерства и вкуса, как при изготовлении крупных резных изделий, и еще большего искусства.

Замечательные образцы камнерезного творчества Российских мастеров можно увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония Самоцветов», регулярно проводимой в Москве Государственным геологическим музеем им. В. И. Вернадского.

Живопись в камне - так очень точно называл один из археологов XIX века рельефные полихромные камеи, вырезавшиеся на сверхтвердых минералах. Вплоть до восточных походов Александра Македонского (вторая половина IV в. до н.э.) мастера предпочитали углубленную резьбу печатей, делавших на оттиске в глине и воске миниатюрные рельефы.

Самые ранние камеи вырезались на одноцветном минерале: гранате, гиацинте, аметисте и других камнях. Геммы, выполненные на самоцветах и цветных камнях, долшли до наших времен великолепно сохранившимися, пережив одновременно с ними созданные храмы, дворцы, скульптуры и другие памятники искусства.

Коллекционирование античных камей являлось предметом особой любви императрицы Екатерины II. Свою страсть к их собиранию она называла в шутку "камейной болезнью". Самое значительное приобретение императрицы было сделано в 1787 г., - собрание герцога Орлеанского, одна из самых известных коллекций глиптики Европы.

Для профессионалов можно рекомендовать книгу по искусству резьбы камей:

Камейное художество на императорских камнерезных фабриках. Петергоф. Екатеринбург. Колывань

  • Автор: Ю. О. Каган
  • Языки: Русский
  • Издательство: Государственный Эрмитаж (уровень материала, данного в книге, соответствующий!!)
  • Страниц 212 стр.Цветные иллюстрации

Книга посвящена малоизвестной, но яркой и самобытной отрасли камнерезного дела в императорской России - производству камей на Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской шлифовальных и гранильных фабриках, действовавших подневольным трудом приписанных к ним мастеров.

Рассказ о судьбах камейного искусства на каждой из них автор предварил экскурсом в далекое прошлое резьбы на камнях-самоцветах, помогая читателю проникнуться своеобразием и прелестью каменных миниатюр, некогда столь ценимых. В книге использованы сотни архивных документов.

Сопоставив их с уникальной эрмитажной коллекцией камей, созданных фабричными мастерами, удалось раскрыть сроки изготовления и отправки готовых вещей в столицу, ход поисков нужных каменных пород, имена и биографии резчиков-камеистов, способы обучения и организация их деятельности, соотношение в ней копийного и творческого начал, роль царственного заказчика, частные и общие причины наступившего упадка и множество иных фактов и деталей. Все вместе позволило воссоздать живой и целостный образ исследуемого явления.

Книга обращена к искусствоведам, музейным работникам, историкам, краеведам, минералогам, любителям и художникам камня.

Формат: 17,5 см х 24,5 см.

TreeLand, осень 2011.

  • Скажите, пожалуйста: В каком зале эрмитажа хранится камея Гонзага?

    Гость (Роберт)
  • Путеводитель по Эрмитажу 1971 года даёт такие данные — 120 зал (зал глиптики), 14-я витрина. Инв. № Ж 291.

    admin
  • А вторая, похожая камея, также с двойным портретом Птолемеев, хранится в венском Музее истории искусства.

    admin