Особенности ювелирного магазина

Одной из особенностей оформления ювелирных магазинов можно считать специальную подсветку. В ювелирном бизнесе она обязательна, причем свет должен быть не дневной, а электрический, поэтому все витрины подсвечиваются, например, галогенными лампами. Это имеет несколько негативный характер - стекло витрины иногда просто раскаляется. Решить это можно только одним способом - комбинированием верхнего освещения и подсветки витрин. В момент минимального наплыва покупателей подсветка выключается, в это время работает только подсветка над прилавками. Верхняя подсветка с помощью световых треков также направлена на витрины. Подсветкой витрин продавец может управлять с пульта, и включать ее, когда покупатель подходит к витрине, чтобы рассмотреть что-то детально.

Прилавочная система является обязательной для ювелирных магазинов, однако для разнообразия интерьера украшения могут быть выложены не только на прилавке, но и на стеллажах (подвесных, напольных), на вертикальных или выносных крутящихся стойках. В плане организации торговли в прилавочной системе недостатков нет, в плане визуального представления тоже, т.к. все изделия подсвечены и расположены отдельными группами. Небольшое затруднение вызывает у покупателей первая-вторая линия - нужно ждать, чтобы посмотреть изделие поближе, и только потом сделать окончательный выбор. 

Прилавочная форма торговли выдвигает особые требования к продавцам. Некоторые требования, предъявляемые персоналу ювелирных магазинов, совпадают с общими требованиями торговых предприятий - достаточный уровень образования, опыт работы. Правда, некоторые сети предпочитают набирать людей без опыта работы и обучать их самостоятельно. Другие также проводят обучение по разработанным стандартам, но уже опытных продавцов и консультантов. Основными требованиями можно считать опрятный внешний вид, аккуратный маникюр, определенный набор необходимых фраз, знание ювелирной продукции, истории предприятия, специфики изделий. Также продавец должен разбираться в камнях, золоте, серебре, законодательстве, связанном с драгоценными металлами и защитой прав потребителей. Также сотрудники ювелирных магазинов должны уметь уже внешне оценить покупателя, чтобы предположить, зачем он зашел в магазин.

Ювелирные магазины предоставляют и дополнительные услуги. Например, мелкий ремонт ювелирных изделий - раскатка, подгон колец под размер (в небольших пределах), исправление мелких дефектов. Несколько особняком стоит изготовление изделий на заказ по каталогу или по эскизам заказчика. В последнее время эта услуга приобрела особую популярность, и она выгодна всем: покупатели получают именно то украшение, которое они хотели бы иметь, а производители по технологии работы приближаются к западным странам, где ювелиры уже давно работают по системе заявок.

Иногда сетевые ювелирные магазины сотрудничают с ЗАГСами и предоставляют скидки либо только на покупку обручальных колец, либо на приобретение любых ювелирных изделий. Некоторые сети работают с салонами красоты, а те филиалы, которые находятся на юге, в пляжный сезон активно сотрудничают с кабинетами пирсинга.

Поставки в магазины сети осуществляются централизованно. Товароведы формируют заказы на общем складе, и буквально через несколько дней (вне зависимости от того, находится магазин в Москве или в регионах) продукция отгружается в магазин. Преимущество централизованного склада в том, что он может выполнять роль show room: здесь товаровед может выбрать нужные изделия, ознакомиться с эксклюзивными изделиями.

Особенность доставки продукции в ювелирные магазины заключается в эксплуатации специализированного транспорта. Для перевозок товаров используются небольшие бронированные машины, например, Нивы, микроавтобусы: есть определенные государственные требования как по хранению ювелирных изделий, так и по их доставке.

При нехватке каких-то групп товаров магазины могут фактически обмениваться изделиями между собой, но не напрямую, а через склад. Они договариваются друг с другом, какой товар они хотели бы получить, потом сдают его на склад для конкретного магазина - это связано с принятым стандартом работы между предприятиями и определенной финансовой схемой взаиморасчетов.

Если же магазины находятся недалеко друг от друга, то сотрудники этих филиалов узнают о наличии необходимого украшения в соседнем магазине и советуют покупателю обратиться туда. В такой преемственности большой плюс сетевых ювелирных магазинов. При этом два магазина, находящиеся рядом, могут относиться к разным торговым зонам с разными покупателями и разным ассортиментом.

Но для такой оперативной передачи информации ювелирные магазины, безусловно, должны быть автоматизированы. В таком случае оптимизируется обмен информацией, движение товара и денег, более оперативно совершается учет, принимаются решения. Управлять огромным штатом сетевых ювелирных магазинов можно только централизованно. Особенно это актуально в том случае, когда необходимо связать в единое целое все технологические процессы: от закупки металла, производства изделий до продажи украшений конечному потребителю.

Вопрос о приоритетности собственных или арендованных помещений спорный, т.к. есть такие помещения, которые хорошо бы иметь в собственности, но нет такой возможности, т.к. это проходное место, и площадь там ну не продается! Его приходится арендовать, - сожалеет Дмитрий Морозов. Некоторые специалисты считают, что приобретать магазины в собственность, где попало, лишь бы это была собственность, - неправильная политика; другие стараются все филиалы иметь в собственности, чтобы быть полноправными хозяевами и не от кого не зависеть. Правда, некоторые крупные сети работают уже на другом уровне, поэтому вопрос собственности/аренды помещения не является главным. Например, ювелирная группа Адамас имеет в своей сети как собственные магазины (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Смоленск, Сочи, Новосибирск, Екатеринбург), так и предприятия, работающие на основе франчайзинга (Тюмень, Ижевск, Челябинск, Казань, Нижний Новгород, Магнитогорск, Владивосток, Калуга, Красноярск).

Несмотря на активное развитие розничных ювелирных сетей, производители продолжают заниматься и оптовой торговлей. Если раньше среди наших клиентов было больше представителей Российской Федерации, то сейчас у нас уже налажены тесные связи с ближним зарубежьем - Беларусь, Молдова, Украина, Казахстан, - говорит Сергей Тихонов. Таким образом, оптовые и розничные продажи дополняют друг друга.

По словам специалистов, будущее у сетевых ювелирных магазинов есть, причем, только положительное: сети продолжают развиваться, подкрепляясь сотрудничеством с другими крупными торговыми организациями. Есть и несколько разновидностей ювелирных сетей: одни объединены маркой производителя, другие выступают под своей торговой маркой, и поставщиков у таких сетей может быть несколько. Стоит заметить, что не только новые сети работают сегодня на российском рынке, некоторые начинали свою работу еще во времена Советского Союза. Например, сеть ювелирных магазинов в Москве Центр-Ювелир - это прежние магазины Мосювелирторга. Тем не менее, и у тех, и у других возникают сложности в самопозиционировании на рынке. Некоторые сети имеют много филиалов, но это только набор отдельных магазинов, не подкрепленных корпоративными стандартами; другие сетевые операторы работают по всем правилам сетевого бизнеса, но нигде не позиционируются как сети. Однако, попадая в разные районы Москвы или в разные города России, мы все-таки встречаем сетевые ювелирные магазины, которым радуемся, как старым знакомым.