Художественные изделия из камней самоцветов

Несравненные и удивительные по красоте вещи делают мастера-камнерезы из каменных глыб, украшая их тончайшей резьбой, полируя, раскрывая самые замечательные свойства камня-самоцыета. Такой камень по характеру его использования называют поделочным камнем, но у него есть и другое название, которое появилось благодаря яркой и часто необычайной окраске, превосходно выявляющейся на полированной поверхности: второе название  – цветной камень, или камень-самоцвет.

Камнерезами России и других стран мира созданы художественные изделия из цветного камня, некоторые из изделий известны на весь мир. Многие уникальные экспонаты хранятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Эрмитаж является настоящей сокровищницей изделий из цветных камней, не имеющей равных в мире. Здесь находится около 500 крупных изделий русских мастеров: декоративных ваз, чаш, торшеров, столешниц и других предметов, и одна из лучших в мире коллекций резных камней-гемм.

Вазы из лазурита и малахита, орлеца, строгих порфиров, яшм и других самоцветных камней поражают своей красотой, рисунком и окраской. Все они служат произведениями высокого мастерства и являются образцами исторических художественных стилей.

Яйцевидные вазы, выполненные из плотного порфира – это первенцы русской камнерезной промышленности, изготовлены они на Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской фабриках в 18 веке - 1780–1790 годах. Вазы эти строгой формы и строги по убранству, а полированная поверхность природного камня настолько хороша, что не нуждается ни в каких украшениях. Украшения только перебивали бы рисунок камня и мешали его восприятию. В этих изделиях красота камня выступает в чистом виде.

Другие декоративные вазы и чаши работы начала 19 века связаны с творческими замыслами знаменитого архитектора А.Н. Воронихина. Так, большая ваза Колыванской гранильной фабрики выполнена из серо-фиолетового порфира и богато убрана золоченой бронзой. Хотя бронза занимает важное место в украшении вазы, камень с его изумительным цветом и полировкой прекрасно использован мастером Ф. Стрижковым - его красота удивительна. Горло вазы украшено широким поясом из виноградной лозы, в виде венка лежащем на ее плечах. Низ тулова покрыт крупными ажурными пальметками – скульптурным орнаментом в виде стилизованных пальмовых цветов.

Другая ваза из темно-вишневого порфира - с крышкой, увенчанной бронзовым фонтаном. Тела дельфинов из золоченой бронзы изогнуты в виде ручек. Оплечье этой вазы украшено сплошным бронзовым поясом из бронзы, орнаментированным фигурами дельфинов и кустами камыша. Низ вазы украшен украшен розеткой из листьев и побегов тростника.

Над изготовлением знаменитой на весь мир гигантской чаши (на фото слева - названа она "Царица ваз") овальной формы из зеленой с волнистым рисунком ревневской яшмы трудились почти пятнадцать лет лучшие мастера Колыванской фабрики. Огромную глыбу яшмы добыли в 1829 году на склоне горы Ревневой, в 45 км от Колыванской фабрики. Сначала камень обрабатывали на месте вручную, а затем отправили на фабрику. Для перевозки камня потребовалось около тысячи человек с рудника и селений. Ваза из ревневской яшмы изумляет природной красотой и массивностью монолита, но еще больше - прекрасной работой, равной себе эта ваза не имеет во всём мире.

У основания чаши стоит мраморная доска, надпись на ней дает представление о труде, вложенном в ее изготовление: Чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова: в поперечнике 7 аршин (506 см), вышиною с пьдесталом и ножкой – 3 аршина 10 вершков (260 см), весом более 1200 пудов (19 200 кг). Камень добыт в 1829 году унтершихместером Колычевым и осекался на месте два года, чаша совершенно окончена в начале 1843 г. Отправлена с фабрики под наблюдением бергешворина 12 класса Ивачева с доставлена в С. – Петербург в августе того же года. Во время следования сухим путем до реки Чусовой на расстоянии двух тысяч верст зарягались под нее от 120 до 160 лошадей.

Стоимость вазы по оценке Колыванской фабрики 30 284 рубля серебром. Сегодня у нас другие деньги, но стоимость вазы, пожалуй, можно определить суммой настолько огромной, что она покажется астрономической.

Из-за колоссальной тяжести чаши под неё подведён специальный фундамент.

Такие вот удивительные и уникальные изделия делали мастера прошлого. Сегодня этими изделиями мы можем любоваться в музеях.