Место Франции в мире

ФРАНЦИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Существует два подхода к определению места Европы в мировом историческом процессе: формационный и цивилизационный.

Коммунизм

Первобытно - общинный строй

Феодальный строй

Рабовладельчесский строй

Капитализм

Авторами формационного подхода являются европейцы. Преобладает европейский способ производства, государственная собственность на землю, иерархичность, замкнутость, минимальность внутренней торговли.

Европа - образец для других стран.

Автором цивилизационного подхода является Освальд Шпендлер. Между цивилизациями нет контактов, они замкнуты. Европа ничего не даёт миру Востока. Цивилизации равнозначны, равноправны: возникновение - развитие - гибель.

Макс Вебер по этому поводу писал: "Современный человек - дитя европейской культуры. Его интересует, какое стечение обстоятельств привело к тому, что европейская культура приняла универсальный характер".

Древние цивилизации воспринимают европейскую модель развития.

СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ФРАНЦИИ.
Становление происходило в три периода:

Период античности - 1 тыс. до н. э.

Средневековье - приход франков, возникновение Французского королевства, зарождение культуры, распространение религии.

Новое время - с начала XII века, реформации, взятие Константинополя, зарождение капитализма.


Вклад Франции в становление европейской цивилизации.

Зарождение феодальных отношений.

Страна, на которую опиралась католическая церковь.

Романский стиль в архитектуре.

Классицизм, эпоха Просвещения, возможность веры в разум

Шампанское, ярмарки, Фландрия.

Декларация прав человека и гражданина.

Франция = Европа.

УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ИСТОРИИ.
Что такое феодализм?

Средневековая культура, её возникновение.

Возникновение капитализма.

Великая французская буржуазная революция (XVII век).

ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ИСТОРИИ.
Гекатей Минецкий, Геродот - первые упоминания о Франции.

Гай Юлий Цезарь - "Записки о Галльской войне".

Тит Ливий, Тацит - судебники, капитулярий (церковные законы).

VI век - Григорий Турский - первый историограф Франции.

IX век - Эйтард "Жизнь Карла Великого".

XIII век (эпоха крестовых походов) - Роберт Клари - "Четвёртый крестовый поход, завоевание Константинополя".

XIV век - Жуанвиль - "История Святого Людовика IX".

Конец XIV века - Фруасар - "Пьер де Оржеон, Филипп де Камин за королевскую власть".

XVI век - Жан Боден - "О республике".

XVII век - французская академия истории Франции,

Боссюэ - "Рассуждения о Всемирной истории"

XVIII век - Просвещение - Вольтер "Карл IX"

"История Российской Империи при Петре I"

Монтескье "Гильотина - разочарование в разумности"

Начало XIX века - ответ на революцию - "Революционные истории".

Ипполит, Тэн.

XIX век - Огюст Тьери, Франсуа Гизо, Фюсте де Кулант

Новая историческая школа:

Марк Блок, Люссен Февр, Жак Легов, Бродель.

Новую историческую школу интересует материальная сторона жизни, а, следовательно, и психика, ментальность человека. Картина мира, социально-психологические установки - менталитет.

Филипп Ариес "Человек перед лицом смерти", "Ребёнок, семейная жизнь при старом порядке".

Мишель Фуко "Слова и вещи", "История безумства в классическую эпоху", "Рождение клиники", "Надзирать и наказывать".