Растения в создании ландшафта

В создании ландшафта должны быть продуманы и уравновешены такие его естественные составляющие, как земля – возвышенности и низины, вода – струящиеся потоки и гладь водоемов, живительный солнечный свет и прибежища в тени. Особенно важно преобразовать микроклимат, и в этом наибольшую роль играют именно живые растения – деревья, кустарники и травы. Хотя при застройке неизбежно приходится выкорчевывать деревья и вырубать кустарники, первой задачей после построения дома становится выращивание вокруг него сада. Растительность требует самого пристального внимания при планировке и строительстве.

Планирование на участке связано преимущественно с группами растений и основными характеристиками посадок, а не с отдельными видовыми особенностями. Соответственно, деревья, кустарники и травы – основной «материал» для построения ландшафта. Деревья играют роль «скелета», они формируют структуру плана, тогда как их особенно выделяющиеся формы можно использовать для создания специальных эффектов. Прямые стволы, спутанные ветви, трепещущая на ветру листва деревьев воплощает собой сочетание неподвижности и непрерывного движения. Кустарники высотой в человеческий рост хорошо подходят для разграничения пространства, создания препятствий для движения, не заслоняющих полностью обзор.

Растения способны принимать самые разные формы под влиянием окружающей обстановки, а также могут меняться со временем. Но каждый из видов обладает своим собственным способом приспособления к чуждой среде и взаимодействия с себе подобными. Это общее свойство, находящее в каждом отдельном случае индивидуальное выражение, прекрасно помогает при создании массы зелени, наполнении основной структуры разнообразной растительной текстурой. Не следует забывать, что один и тот же зеленый оазис будет смотреться по-разному с различных сторон: от ворот и из окон дома.

С особым вниманием следует относиться к подбору растений для оздоровления окружающей среды. Для того чтобы растения помогли вам выжить в неблагоприятных условиях, они сами должны быть чрезвычайно устойчивы к загрязнению воздуха, шумовым эффектам, ядовитым испарениям, болезням и насекомым. Здесь следует учитывать и степень жизненной активности каждого вида в тот или иной сезон, чтобы наибольшая «нагрузка» приходилась равномерно в разное время на разные растения. Также немаловажен их способ произрастания: стелются они по земле, стоят прямо, ветвятся или взбираются по опорам. Все это следует учитывать.

Растения в доме и в саду

Правила посадки вокруг дома

Сад должен располагаться преимущественно на северо-востоке, поскольку с этой стороны при застройке следует оставлять больше свободного пространства, чем на юго-западе. Тем не менее самые большие деревья должны защищать дом именно с юго-запада, хотя их присутствие на северо-западе тоже вполне уместно. Цветы предпочтительно разводить в саду на северо-востоке, тогда как овощи можно сажать где угодно, поскольку они не способны оказывать значительного влияния. Поскольку «лунная сторона» участка (запад и юго-запад) всегда должна быть несколько выше «солнечной стороны», то и искусственные насыпи для цветов также следует сооружать именно в этой области.

Самый «действенный» принцип выбора места для растений находится в прямой зависимости от принципа коррекции формы участка. В идеале участок под застройку должен быть прямоугольной формы, поэтому от участка любой неправильной формы отсекаются все выступы, и земля, непригодная для строительства, отводится именно под сады и огороды. Единственное исключение составляет северо-восточный выступ, который считается благоприятным как на участке, так и в доме. Ограда должна возводиться именно вокруг территории застройки, поэтому от дорог и соседей можно отгородиться дополнительной живой изгородью, которая непременно должна быть ниже основного забора, четко очерчивающего безупречно-квадратные «личные владения».

Деревья, растущие на западе и юге должны быть выше самого здания, тогда как деревья на севере и востоке – ниже. Никакие цветы в горшках, а также арки для растений не следует устанавливать на стенах, служащих в качестве перегородок, или на стенах зданий с северной и восточной сторон. Внутри участка число больших деревьев, подобных кокосовой пальме, манго, джаку и т. п., должно быть равным и не должно быть нечетным.

Водоемы с цветущими лотосами размещают на севере и северо-востоке. Высокие тенистые деревья – на западе и юго-западе, причем их тень не должна падать на здания до полудня. Однолетние растения, кустарники и цветники с зелеными газонами располагаются с восточной стороны. Растение тулси следует сажать на месте Брахмы, т. е. в центре двора или северо-восточной части дома на высокой платформе. Дерево ним высаживают в северо-западном углу, а пипал – в юго-западном углу, на максимальном расстоянии от всех построек. Эвкалипт должен располагаться на западе или северо-западе или же на искусственной насыпи, возвышающейся над остальным уровнем земли. Кактусы и другие растения с колючками не следует держать возле дома и тем более внутри него. В целом, васту-шастра запрещает разводить все деревья с шипами, а также с молочным соком.

Ашоку сажают поблизости от того места, где большую часть времени проводят женщины. Посаженная на окраине участка, ашока способна «выслать» за его пределы все васту-доши, что означает потерю положительной энергии. Бананы нередко сажают с целью избавиться от белых муравьев. Раскидистые деревья, подобные баньяну, пипалу и манго, а также высокие деревья, подобные кокосовой пальме, не следует сажать на востоке и северо-востоке, чтобы они не заслоняли восходящее солнце. Также посадка пипал, тамаринд и баньян не рекомендуется вблизи домов. Фруктовые деревья особенно благоприятны в южной части сада. Кокос, бетель, ним, маргоза, бильва, сандал, тулси, красный мариголд, все розы, чампа, жасмин также считаются благоприятными.

Правила размещения в доме

Лучшее место для растений в доме также на северо-востоке (Ишанья), в холле возле входной двери. На юго-западе можно держать маленькие растения в комнате хозяина дома. На северо-востоке некоторое количество цветов тоже допустимо. Однако совершенно нежелательны растения на юго-востоке, где по васту обычно располагается кухня, ибо это угол Агнейя, посвященный Агни – богу огня. Большинство консультантов по васту не позволяют держать в доме бонсаи, поскольку они символизируют подавление проявлений жизненности, хотя известны отдельные случаи, когда именно бонсаи помогали исправить существующую неблагоприятную ситуацию в доме.

Девять благоприятных деревьев

Подобно тому, как в фэн-шуй существует пять благоприятных растений, в васту традиционно почитаются девять деревьев, связанных с определенными богами. По словам мастера васту Суреша, все девять деревьев растут с северной стороны великолепного майсорского дворцового комплекса, привлекающего в Майсор толпы туристов. Однако приведенный ниже список, взятый нами из книги Д. М. Рао, не вполне согласуется с его толкованием, поскольку Суреш называл среди деревьев тхаре, отсутствующее в данном перечне.

Если у вас совершенно неправильная планировка дома, которую вы изменить не в состоянии, рекомендуется утром перед работой выходя на улицу, прикоснуться к дереву и посвятить себя всецело контакту с ним хотя бы на 15 минут. Если же у вас есть серьезные личные проблемы, следует отнестись к этому ритуалу внимательнее и проводить в медитации под деревом около получаса до восхода солнца на протяжении 48 или 108 дней. Как и всегда в подобных случаях, технику можно видоизменить в соответствии с имеющимися условиями: либо взаимодействовать с деревом другого вида, либо вырастить саженец благоприятного индийского дерева в домашних условиях.

1. Ашватха, или пиппал. Считается самым благоприятным и божественным деревом и почитается по всей Индии. Господь Кришна возвестил: «Среди деревьев Я – ашватха!» Современные ученые также утверждают, что дерево выделяет много кислорода, и находиться под деревом полезно для здоровья. Согласно традиции, это дерево должно расти возле каждого храма. Дерево живет столетиями, если его не срубают.

2. Ним. Это дерево обладает большой ценностью с точки зрения медицины, а также оказывает пестицидное воздействие. Масло нима применяется в физиотерапии, а семена, стертые в порошок, хорошо очищают воду. Пучки листьев, привязанные к входной двери во время праздников, считаются благоприятными. Смесь из листьев нима и джаггери преподносится в день Угади, что символически означает обещание уравнять доли радости и горя в жизни.

3. Манго. Большинство частей мангового дерева обладают ценностью с медицинской точки зрения. Плоды манго очень вкусны и полезны для здоровья, из них приготавливают различные приправы. Пучками листьев украшают входную дверь в праздники и священную «калаша» (вода для омовения) при проведении Калаша-пуджи. Дерево относится к долгожителям и даже в 500 лет продолжает плодоносить.

4. Джак (хлебное дерево). Подобно манговому дереву, джак обладает многими ценными свойствами и относится к многовековым деревьям. Кроме огромных фруктов, созревающих раз в году, ценится его прекрасная желтая древесина, из которой изготавливают мебель, двери, окна и т. п. Листья джака считаются благоприятными и нередко применяются для украшения «калаша» вместо листьев манго.

5. Банан. Банановыми листьями украшают входные двери домов, ибо они символизируют благополучие и богатство. На банановых листьях часто подают угощение, поскольку они обладают антибактерицидными свойствами. Во многих храмах встречаются цветы, связанные хлопковой нитью, но принимаются только те, что связаны банановой пряжей. Они занимают достойное место в приношениях Господу.

6. Кокосовая пальма. Это дерево известно как Кальпа-врикша и считается священным, подобно ашватхе. Оно растет 100–150 лет, и его оберегают от преждевременного срубания. Каждая часть дерева полезна для человеческой жизни. В течение всего года кокос является главным подношением богам. Нежная кокосовая вода – одно из главных средств, применяемых для абхишека (омовения божеств).

7. Бетель. Листья бетеля вместе с орехами (арека) так же важны в жертвоприношениях, как кокос, бананы, цветы и агарбатхи (благовония) и доступны круглый год. Они улучшают пищеварение и рекомендуются для ежедневного употребления после сытного обеда. Нежные цветы (хингара) считаются благоприятными во всех религиозных церемониях и являются важным подношением в почитании Нага.

8. Дерево бильва. Листья туласи используются для подношения Вишну, а листья бильвы – Шиве, тогда как Ганеше преподносят только особый вид травы, известный как кадике, или гарике (дурга на санскрите). Ветви бильвы используются в различных религиозных церемониях. Аюрведа предписывает смесь листьев туласи, бильвы и нима в качестве универсального средства от большинства человеческих болезней.

9. Сандаловое дерево. Без сандаловых благовоний не обходится ни одна пуджа или религиозная церемония. Сандал также используют для различных поделок. Сандаловое масло высоко ценится во всем мире само по себе и при изготовлении благовоний.

Растения в повседневной жизни

«Взглядывая на тилаку, обвивая руками курабаку, улыбаясь чампаке, касаясь приянги, пощипывая манго, толкая ногой ашоку, опрыскивая вином бакулу, распевая для пунаги, осыпая похвалами карникару и сгибая мандару, – прибегая ко всем этим уловкам, лотосоглазые девушки заставляли цвести деревья в саду». (Лакшмиса «Джаймани Барат»)

В древние времена люди большую часть времени проводили вне дома, за исключением тех нескольких месяцев, когда дули знойные летние ветры или стояли холодные зимние ночи. О доме заботились гораздо меньше, чем о саде, отсюда и непритязательность индийского интерьера. Дом, богато отделанный снаружи, имеющий красочный фасад, внутри часто был обставлен весьма скудно.

В «Камасутре», написанной в IV веке и посвященной эстетике индуизма, Ватсайяна повествует о том, сколько удовольствия извлекали индийцы из обычной повседневной жизни. Для своих ночных утех любящие довольствовались пологом неба, днем же отыскивали тенистые уголки в саду. Готовя «ложе любви», женщина стелила где-нибудь в укромном месте постель из листьев и покрывала ее ковром из цветов. Роспись из Кангры изображает влюбленных в павильоне сада Прамододиан. Балдахин павильона усыпан жасмином, в углу стоит отягощенное плодами манговое дерево, а листья баньяна как бы колеблются под порывами ветра.

Описывая обязанности хозяйки дома и в домашнем саду, Ватсайяна пишет: «Добродетельная женщина, любящая своего мужа, должна поступать в соответствии с его желаниями, как если бы он был божеством, и при его согласии взять на себя всю заботу о семье. Она должна содержать в чистоте весь дом и в различных его помещениях ставить всевозможные цветы. Она должна окружить дом садом. В саду ей надлежит устроить грядки с зеленью, делянки сахарного тростника, куртины фиговых деревьев, а также посадить различные цветы, а рядом с ними душистые травы и ароматические корни. Хозяйка должна также устроить в саду места для сидения и беседки, а между ними выкопать колодец или пруд».

Ватсайяна также выделяет четыре вида садов. Сад Прамододиан предназначался для услаждения царей и цариц. Сад Удиан – только для царей, здесь властители проводили время, играя в шахматы с придворными, любуясь плясками танцовщиц и внимая каламбурам своих шутов. В саду Бриксватика жрецы и царедворцы развлекались с женщинами, а сад Нанданван посвящался богу Индре. Ватсайяна рекомендовал строить дом возле пруда и окружать его садом Удиан. В таких прудах выращивались лилии и лотосы. В саду, прилегающем к дому, где-нибудь в тени прочных ветвей нима или пипала, обязательно подвешивались качели.

Юнцан, который побывал в Индии в 630 году, когда там правил царь Харши из Канауджи, так описывает свои наблюдения: «Они занимаются обработкой земли, и долг их – сеять и жать, пахать и боронить, а также полоть и растить урожай в соответствии с временем года. Потрудившись, они, сколько положено, отдыхают. Среди продуктов земли рис и пшеница особенно изобильны. Из съедобных же трав и иных растений мы можем назвать имбирь и горчицу, дыню, тыкву и другие. Лук и чеснок выращивают в небольших количествах, и немногие люди едят их, а если кто и употребит в пищу, его выставят за стены города… Если говорить о винах и спиртных напитках, то они имеются в большом разнообразии. Кшатрии употребляют для питья соки винограда и сахарного тростника, вайшьи предпочитают крепкие возбуждающие напитки, а шраманы и брахманы – нечто вроде сиропа, сваренного из винограда или сахарного тростника».

Калидаса, описывая в «Мегхадуте» украшения женщин своего времени, замечает: «Женщины из Алакапури натирают щеки пыльцой цветущей лодры. Цветы магьи украшают их виски, венчики кураваки свисают с их волос, собранных в пучок, а сириза оттеняет их уши. Когда дует муссон, головы этих прелестных созданий венчают цветы кадамбы, а в руках они носят розовый лотос». Описывая женские туалеты, он упоминает о том, что женщины втирают в тело ароматическое масло белого сандала, вешают на грудь гирлянды из белого жасмина и пропитывают волосы благовонием цветов чампака. В сезон дождей они украшают головы венками из кадамбы, кесары, кукубы и кетака.

По настенным росписям в пещерах Аджанты (200–600 гг.) также можно судить о культуре той далекой эпохи. На картинах можно увидеть женщин с цветами в волосах, на груди (вместо броши) и на запястьях (в виде браслетов). И теперь еще женщины Махараштры вплетают цветы в прическу и украшают запястья браслетами из жасмина. Также женщины в Индии издревле учились искусству выкладывать на полу красивые геометрические узоры из цветов, плести гирлянды и готовить благовония. Летом гирлянды из жасмина и бильвы можно встретить по всей Индии.