Реформация и религиозные войны

К началу XVI в. одними из основных положений католической церкви были:

Человек обладает свободой воли, которая позволяет ему выбирать между добром и злом.

Спасение может быть заслуженно добрыми делами.

Признаётся слабость человеческой натуры, но церковь необходима ему для спасения.

К 1343г. церковь имеет огромный духовный капитал, который можно передать грешникам для их спасения в виде индульгенций.

В XV - XVI в в Европе происходят значительные перемены, связанные с развитием денежных отношений. Средневековый мир был достаточно комфортен в психологическом плане для человека. Человек был частью какого-либо коллектива, в котором существовало сотрудничество, а конституция была ослабленной. С развитием торгово-денежных отношений в Европе усиливается конкуренция, экономический подъём приводит к разорению многий ремесленников и погоней за наживой. Новые богачи отворачиваются от общества. Между ними происходит борьба за власть, за деньги. Распространяется скептицизм. Образуется пропасть между низом и верхом. Среди горожан - недовольство властью и церковью, так как она не успокаивает народ.

31 октября 1517 г. Мартин Лютер начинает реформацию.

Основные положения лютеранства:

Человек не обладает свободой воли и в своих поступках полностью зависит от Бога.

Добрыми делами невозможно заслужить прощение.

Как может спастись человек: личной верой в Бога, которая приходит как благодать, из чего следует, что индульгенция бессмысленна.

Благородный человек совершает благородные поступки, так как на него снисходит божья благодать.

Власть правителя достойна уважения, но в религиозных делах человек автономен.

Лютер ненавидел народ (чернь - это скотина, она думает желудком).

Во Франции реформация связана с именем Жана Кальвина.

Основные положения кальвинизма:

Важная часть Библии - Ветхий Завет, Бог - авторитетная личность.

Судьба человека предопределена с момента его рождения.

Люди делятся на избранных и отверженных.

У человека нет уверенности в своём спасении.

Избранные изначально совершают богоугодные поступки (смиренный труд), но избранность доказывается результатами труда. Что стало основой капитализма и культа труда (из-за необходимости доказать свою необходимость).

Кальвинизм вводит дешёвую церковь, отменяет большинство праздников, смех и науку.

В первой половине XVI в в стране король заключает соглашение с папой. Светская власть контролирует церковь.

В 1559 г. погибает Генрих II. Королём становится Франциск II. Его жена ненавидит протестантов. В южных районах - кальвинистское движение во главе с адмиралом Колиньи, Людовиком Канде и Антуаном Наварским. Они попытались выкрасть короля, но их заговор раскрылся и их арестовали.

5 декабря 1560 г. умирает Франциск II, королём становится Карл IX. Начинается борьба за регентство. В результате сословского собрания в Орлеане, выходит Сен - Жерменский эдикт, разрешающий протестантское богослужение и строительство церквей.

В марте 1562 г. люди Гиза нападают на протестантов в Васси - начинается гражданская война. Протестанты терпят поражение.

В марте 1563 г. подписывают Амбусский эдикт, по которому гугеноты не могут находиться в Париже. Однако Екатерина Медичи не хотела исполнять это решение. Она встречается с королём Испании и герцогом Альбы. В Нидерландах вспыхивает восстание. Во Франции также начинается восстание гугенотов. Им помогают немецкие единоверцы.

В 1570 г. подписывается новый мир в Сен - Жермене. За протестантами остаётся 4 крепости, богослужение разрешено только в частных домах. Примирение должно было сопровождаться браком Генриха Наварского и Маргариты. Свадьба должна была состояться в 1572 г., но происходит Варфоломеевская ночь.

В 1574 г. Карл умирает. Новым королём становится Генрих III.

2 августа 1589 г. его убивают протестанты и на престол вступает Генриха Наварский. При нём издаётся Канский эдикт, разрешающий протестантизм, богослужение в некоторых городах и сохранения за протестантами крепости Ла - Рошель.