Русская мозаика

Одно из первых мест в коллекции из камня Эрмитажа принадлежит предметам из малахита – около 200 ваз, столешниц и других произведений камнерезного искусства. Малахит хорошо знаком большинству людей, как и янтарь – это поделочный камень зеленого цвета различных оттенков, начиная от голубого и кончая почти черным. В разрезе он дает дает красивый слоистый рисунок в виде колец и полос.

Изделия из малахита разнообразны по своим формам и назначению. Монументальные вазы украшали интерьеры дворцов, освещенные торшерами из камня. В парадных комнатах дворцов стояли столы инкрустированные зеленым камнем. Мелкие изделия – шкатулки, ларцы, чернильные приборы, табакерки, - в старину были предметом обихода.

Строгие прекрасные формы малахитовых изделий великолепно сочетаются с цветовым богатством камня и его рисунками. Это впечатление усиливается блеском золоченой бронзы, которая применяется в декоративном оформлении изделий.

Малахит, русская мозаика, и Петергофская фабрика

Все малахитовые изделия, включая огромные декоративные вазы, выполнены способом русской мозаики, принесшей славу Петергофской фабрике.

Вот как академик А.Е. Ферсман описывает технику этой работы в своей знаменитой книге Очерки по истории камня:

Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Это способом, изобретенным еще во второй половине XYIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в б. Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе – все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня.

Одним из первых изделий Петергофской фабрики, выполенных в технике русской мозаики из малахита, была круглая столешница. Поверхность стола выложена малахитовыми пластинками, чеканные античные фигуры из золоченой бронзы, изображающие веселое шествие вакханок и сатиров, украшают его борт. Трехгранное основание столика украшено бронзовыми сфинксами и орнаментом.

На фото справа - Камин Малахитового зала Зимнего дворца. 1839. Государственный Эрмитаж.

В Эрмитаже самые ценные с художественной точки зрения бытовые вещи из малахита выставлены в Малахитовом зале. В убранстве самого зала также широко использован малахит.

Вдоль длинных сторон зала установлено восемь малахитовых колонн, расположенных попарно, вдоль коротких сторон – восемь пилястров с капителями на белых мраморных постаментах. Под огромными зеркалами в деревянных золоченых рамах вделаны малахитовые камины. В центре паркетного пола, откуда расходятся деревянные лучи, стоит малахитовая ваза на треножнике из золоченой бронзы и с крылатыми женскими фигурами. Вдоль стен и окон стоят покрытые малахитовой мозаикой столы, торшеры, вазы. В витринах выставлены разнообразные изделия из малахита – настольные украшения, письменные приборы, шкатулки, коробочки и другие изделия. Это настоящее несравненное малахитовое царство, в которое желательно хоть раз в жизни попасть каждому гражданину нашей большой страны.

Малахитовый храм, выполненный в виде античного храма-ротонды, где малахит применен в отделке колонн, а другие цветные камни в мозаике пола и купола является также одним из памятников камнерезного искусства XIX века Эрмитажа.

Агатовые комнаты в Царском селе

Подобным же достижением в искусстве русской мозаики являются Агатовые комнаты в Царском Селе.

Техника русской мозаики, где пластинки так искусно подбирались по тону, рисунку и цвету, что создавалось впечатление монолитного камня с единым узором применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями.

В технике мозаичных наборов применялись такие приемы, как ленточный, мягкий бархат, на две стороны, на четыре стороны, струйчатый и другие.

Ленточный (струйчатый) узор

В ленточном или струйчатом узоре пластинки камня располагались сплошной полосой и подбирались так, чтобы линии рисунка на одной пластинке плавно переходили в линии на соседней. Узор должен был непрерывно струиться. 

Мягкий бархат

Мозаичный набор мягкий бархат применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня. Найти стыки иногда просто невозможно!

Узор на две или на четыре стороны

Получить узор на две стороны или на четыре стороны не так сложно, как предыдущие. Для этого нужно опилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, опилив вторую пластинку и совместив ее с первой, получим симметричный рисунок на две стороны.

Соединив пластины с подготовленными деревянными прямоугольниками, получим стенки или крышки шкатулки. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны.

Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

Искусство каменной мозаики

Искусство мозаики позволяет создавать изумительные высокохудожественные уникальные, несравненные произведения!

Одной из вершин мозаичного и камнерезного искусства России является карта Советского Союза, созданная из цветных камней и самоцветов, помещенная в Эрмитаже. Размеры ее просто колоссальны - поражают воображение. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000.

Здесь прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых – для гор, белый опал - это вечные снега, свелот-зеленый амазонский камень – оазисы в пустынях, синий лазурит - конечно же моря и океаны. Из орлеца выложена лента государственной границы.

Карта сделана гранильщиками и шлифовальщиками Екатеринбурга, над ней работали сотни человек 11 месяцев. Они огранили 4000 рубинов, альмандинов, аметистов, изумрудов, топазов, аквамаринов и других драгоценных камней, которые здесь используются.

Мозаичный набор потребовал кропотливой и тончайшей работы. По рисунку, выполненному акварелью, мастера подбирали плитки камня одного тона с таким расчетом, чтобы они идеально гармонировали друг с другом. При этом нужно было соблюсти размеры каменных плиток. Неточность размеров, допущенная в одной части карты, привела бы к тому, что изображенные на ней реки, озера и другие географические элементы не увязывались бы с реками и озерами соседней части. Это настоящая ювелирная работа - в огромном размере.

После сборки планшеты выравнивались на больших шлифовальных кругах. Шлифовка была очень ответственной операцией: неосторожность могла привести к выбоинам тщательно подобранного камня.

Такой же важной была и полировка фрагментов каменной карты.

Каждая столица союзной республики отмечена большой рубиновой звездой, а название ее выложено изумрудами. Рубиновая звезда Москвы украшена серпом и молотом из бриллиантов.

Тысячи самоцветов обозначили индустриальные центры страны. Рубинами разной формы показаны предприятия тяжелой промышленности, альмандинами – химической, америстами – легкой, изумрудами и горным хрусталем – лесной промышленности, золотисными топазами – пищевой, нежно-голубыми топазами – бумажные фабрики, темно-вишневые альмандиновые треугольники указывали электростанции, ленточки из дымчатого топаза – нефтепроводы. Черная яшма и молочно-белый кахалонг отмечали полезные ископаемые – угль, нефть, марганец, апатит и др.

Обрамляла карту красивая рама из белого мрамора с бронзой. Венчал ее герб Советского Союза. Серп и молот были сделаны из ослепительно сверкающих уральских фенакитов.

Тысячи посетителей стояли возле этой карты часами на Всемирных и Международных выставках.

Затем карту переделали - увеличили: размер возрос до 27 кв. м, а поверхность состояла из 45 тысяч пластин цветного камня, 450 серебряных и позолоченных звездочек изображали города.