Флорентийская каменная мозаика

Интарсия

Флорентийская мозаика, или интарсия, является разновидностью классической мозаики. Возникла эта техника в 14 веке в Италии во Флоренции, где в мастерских стали изготовлять красивые мозаичные наборы из разных камней: мрамора, лазурита, яшмы, агата и других, привлекавших мастеров красотой декоративного рисунка и окраской.

В различных композициях, сценках, пейзажах, созданных из тонких пластин декоративных самоцветных камней, работа мастеров была настолько искусной, что между пластинами трудно было обнаружить даже мельчайшие швы. Такая филигранная работа требовала от мастеров знаний, терпения, высочайшего мастерства и времени. Например, 20 мастеров отделывали флорентийской мозаикой столешницу стола целых 25 лет, этот стол теперь находится в одном из итальянских музеев.

В России флорентийскую мозаику стали применять с 18-го века. В Эрмитаже и некоторых других музеях можно увидеть мебель, декорированную флорентийской мозаикой, над которой работали русские мастера камнерезного искусства.

Эффектность и красота интарсии зависит от умения выбрать композицию и камни-самоцветы для создания поверхностей различного вида, цвета, текстуры.

Иногда натуральный природный рисунок камня подсказывает сюжет композиции: тогда наплывы, цветные пятна, полоски, завитки, штрихи, прожилки помогают усилить выразительность мозаики в целом и отдельных её элементов.

Работая над эскизом в натуральную величину, мастер должен тщательно продумать композицию и составить подбор камней.

Обычно исходным материалом для флорентийской мозаики являются напиленные каменные пластины толщиной 3–6 мм, в зависимости от размеров работы. Для мозаик большого размера используют пластины толще: они должны быть достаточно прочными и выдержать последующее шлифование и полирование.

Камни нужно подбирать примерно одной твердости. Если применять в одной работе сразу и мягкие, и твердые камни, то иочень сложно будет ополировать.

Флорентийские мастера обычно используют для мозаики мрамор, серпентин и другие камни, схожие с ними по твердости, текстуре и условиях обработки.

Перед использованием все пластины подрезают, для удаления выступов, которые остались после распиловки. Желательно, чтобы все пластины были плоскими, это поможет избежать продолжительной шлифовки и полировки, которые могут нарушить мозаику.

Чтобы приобрести опыт в технике исполнения флорентийской мозаики, лучше всего поначалу делать композиции из цветов, листьев, простых пейзажей, фигурок птиц и животных, избегая сложных контуров и изгибов.

Эскиз мозаики выполняют в натуральную величину. Когда контуры всех деталей найдены и сомнений больше нет, рисунок переводят с помощью копировальной бумаги на другой лист чистой бумаги. Из него точно и аккуратно вырезают шаблоны всех деталей, из которых будет состоять мозаичная картина. Каждую деталь наклеивают водостойким клеем на заранее подготовленные пластинки из камня с нужным цветом и рисунком.

Когда клей высохнет, на подрезной пиле с алмазным кругом из каменных пластинок начинают вырезать детали будущей мозаичной композиции - по шаблонам, на них наклеенным. После обрезки камня бумагу с детали удаляют. При обрезании деталей нужно следить, чтобы не было сколов. Не нужно пилить детали слишком близко к контуру, лучше оставлять припуск около полутора миллиметров.

Закончив обрезку, края заготовки обрабатывают на обдирочном круге, стачивая их теперь уже точно по контуру. При шлифовке боковой поверхности она должна составлять прямой угол с поверхностью пластины. При обтачивании криволинейных кромок мозаичных деталей используют ребро круга и соседние с ним участки.

Из вырезанных деталей выполняют сначала сухой набор мозаики. На стекло или другую ровную поверхность кладут рабочий эскиз и сверху по рисунку выкладывают готовые детали мозаики. Если детали плотно прилегают друг к другу и обработки и подгонки больше не требуется, приступают к наклеиванию каменных деталей на основу. Если же есть неточности в подгонке, сначала их устраняют шлифовальными брусками, алмазными надфилями или другим инструментом.

При доводке нужно следить за тем, чтобы кромки деталей были чуть скошены книзу.

Следующей операцией по набору мозаики является прикрепление деталей набора к основе, которой могут каменные или цементные плиты. Небольшие композиции можно собирать на стекле или дереве, например на крышках и стенках шкатулок.

Чтобы дерево не впитывало влагу (у шкатулок, например), его пропитывают горячей олифой. Подложку укладывают на специальный деревянный щит, к которому прибивают по сторонам четыре деревянные рейки, которые не дают смещаться деталями мозаики и закрепляют основу. Они должны быть чуть выше подложки и образовывать низкие бортики.

Эпоксидной смолой или другим клеем детали композиции приклеивают к основе.

Чтобы затвердевающий клей не давал усадку, в него добавляют наполнитель: толченое стекло, кирпич или камень, просеянный через сито. Клеевую мастику из клея, смешанного с наполнителем, густым слоем наносят на основу-подложку. Затем слегка смазанную клеем деталь вдавливают в клеевую мастику. Глядя на эскиз, на подложку постепенно наклеивают деталь за деталью. Их лицевая сторона должна находится на одном уровне. Не должно быть ни западающих, ни выступающих деталей - иначе отшлифовать нормально не получится.

После наклейки мозаику оставляют на сутки, чтобы она затвердела. После затвердения мастики отделяют рейки от набора. Они теперь не нужны, так как мозаика уже прочно соединена с основой.

Готовую флорентийскую мозаику шлифуют и полируют до блеска, делают для нее специальную деревянную или металлическую окантовку и используют как декоративное панно.

В наше время подобной мозаикой украшены стены вестибюля Концертного зала Олимпийской деревни.