Стекло для украшений. Стразы

Украшения делают не только из натуральных камней, но также и из дерева, глины, металлов, и из стекла. При этом стеклянные украшения не всегда так просты, как можно подумать - есть понятие "драгоценное стекло", и украшения из него (например, муранское стекло) стоят довольно дорого.

В данной статье - речь о том, какой обработке подвергается стекло, прежде чем попасть в украшения. А также об имитации натуральных природных камней стеклянными камнями, об их недостатках и достоинствах.

Стёкла (и пластические массы) применяются для имитации полупрозрачных и непрозрачных драгоценных камней: бирюзы, хризопраза, сердолика, гранатов, аметистов, шпинели и других. Плотность и твёрдость их - невысоки. Свинцовое стекло используется для имитации бриллианта (страз).

Художественное стеклоделие относится к одному из древнейших видов искусств в разных странах мира. На Руси первые украшения из стекла стали изготавливать приблизительно в 11 веке. До этого стеклянную бижутерию ввозили из стран Ближнего Востока и Византии. Но и после того, как на Руси появились свои художники по стеклу, импорт украшений из стекла в Россию не уменьшался, потому что такие украшения всегда пользовались (и до сих пор пользуются) спросом.

Украшения из стекла – это очень красиво, стильно, модно и доступно по цене, так, что можно выбрать гарнитур к каждому наряду.

Стекло - наиболее дёшевый и распространённый заменитель драгоценных камней.

В конце 18 века Штрассер предложил рецепт особого свинцового стекла, удачно заменяющего драгоценные камни: 38,2% кремнезема, окиси свинца 53,0 % и поташа 8,8 %. Кроме этого в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Этот сплав назван стразом. Стразы и сегодня широко используются в украшениях, расшивании одежды, самой разнообразной отделке. Для страз характерны сильный блеск и высокая дисперсия, они хорошо поддаются огранке. Такое стекло использовалось для имитации бриллиантов. Позже научились изготовлять цветные стразы. Были разработаны рецепты для получения имитаций гранатов, аметистов, шпинели и других драгоценных камней.

Стразы - это самый яркий и броский предмет, украшающий одежду и другие предметы обихода. В настоящий момент это неизменный атрибут молодежного стиля.

СТЕКЛО

Модные украшения из поддельных камней, имитирующих настоящие самоцветы, сделать легко и дёшево. Камни отливают в форму - ведь это стекло, и, следовательно, они не требуют огранки - их форма сразу нужная, а полировка из-за их относительной мягкости производится быстро.

Недорогую стеклянную бижутерию делают обычно либо из кронгласса, либо из флинтгласса с показателями преломления 1,53-1,63. Добавка свинца увеличивает преломление и дисперсию, и такие камни, пока они новые, очень красивы, если их правильно огранить; плохо только одно: они очень мягкие и царапаются легко, после чего их вид уже совсем не так хорош. 

Итак, обычно для имитации драгоценных камней используют два ВИДА СТЕКЛА (на основе этих двух групп можно изготовить другие стёкла, частично или полностью заменяя входящие в них компоненты.):

  1. Кронгласе - оконное, или бутылочное стекло: кремнезём, окислы калия или натрия и известь с окисью железа и окисью титана в качестве красящих примесей.
  2. Флинтгласе - свинцовое стекло: кремнезём (раньше для него использовали толченый кремень - флинт, отсюда и название стекла), окислы калия или натрия, окись свинца. Можно изготовить свинцовое стекло с низким показателем преломления 1,52, а в оптике применяется гораздо более плотное стекло, но оно очень мягкое и не годится для украшений.

При трении во время носки они быстро теряют свою полировку; кроме того, они чувствительны к воздействию сернистых окислов, содержащихся в дыме городов, и поэтому со временем приобретают нехороший коричневый оттенок. 

Стекло представляет собой расплав, а не кристаллическое вещество; поэтому пропорции  компонентов можно менять как угодно, а число возможных компонентов очень велико. Поэтому так велико разнообразие вариантов украшений со стразами - самыми разными, и видом стекла, вариантов выдува и обработки.

Стекло не обладает достаточно высоким преломлением для того, чтобы можно было получить нормальные результаты при бриллиантовой огранке, и основание таких камней часто покрывают слоем ртутной амальгамы или (в старых ювелирных изделиях) в оправу вкладывают фольгу, чтобы свет отражался в камне, а не уходил через его основание.

В настоящее время стёкла, имитирующие драгоценные камни, широко используются в ювелирных изделиях.

Отличить имитации из стекла от драгоценных камней просто. У материала, который обычно применяют для поддельных камней, показатель преломления колеблется в пределах от 1,58 до 1,68, твердость 5-7 по шкале Мооса, а удельный вес равен 3,15-4,15. Можно изготовить свинцовое стекло с низким показателем преломления 1,52, удельный вес его будет 2,70. Стекла изотропны, но со временем у них может появиться оптическая анизотропия. Дисперсия 0,010, в стеклах с большим содержанием свинца может быть выше.

Плюсов у бижутерии из стекла много - стоит она недорого, а выглядит действительно замечательно. Если носить такие изделия аккуратно, не царапать - то они служат многими годами.

Женщины на Руси во времена средневековья очень любили стеклянные бусы и браслеты. Яркие, необыкновенные, или сдержанные и глубокие по цвету. Имея в основе один и тот же материал, они поразительно отличались друг от друга – прозрачные, полупрозрачные, непрозрачные совсем, похожие на природные камни. Огромное разнообразие цветов – зеленые, синие, желтые, красные. Да и форма древних стеклянных бус была крайне разнообразна – от самой простой (круглые, овальные бусины) до сложных геометрических форм – ничто не может остановить фантазию мастера при работе с таким податливым и удивительным материалом.

Мода на стеклянные бусы на Руси менялась часто – благодаря этому современные археологи могут легко датировать найденные погребения, где находят стеклянные украшения, т.к. каждый период характеризовался бусами из стекла определенной формы, цвета, орнамента.

Тонкости терминологии:

  • У синтетических камней физические и химические свойства такие же, как и у соответствующих натуральных камней.
  • Имитации похожи на настоящие только окраской, а их физические свойства и химический состав не имеют ничего общего со свойствами и составом драгоценных камней, подделками-имитацией которых они являются.
  • Процессы получения синтетических и поддельных камней управляются человеком - но между ними нет ничего общего.


СТЕКЛОПОДОБНЫЕ ПАСТЫ

Спутать стеклоподобные пасты с драгоценными камнями или даже со стеклом, если они без оправы, невозможно, так как их удельный вес очень и очень мал (чуть выше 1,20), поэтому достаточно просто взять изделие в руки, чтобы определить его природу.

Стеклоподобные пасты, особенно метакрилат и аминопласт, дают чистое прозрачное вещество, бесцветное или разных приятных для глаза оттенков. Их легче отливать в форму, чем стекло, поэтому рёбра камней из таких паст получаются гораздо более острыми.

Если такие камешки в оправе, нужно определить их показатель преломления, который у них ниже, чем у любого драгоценного камня, на который они похожи и который они имитируют. Кроме того, они очень мягкие - твердость их по шкале Мооса равна всего ~2,5, и они обладают гораздо меньшей теплопроводностью, чем драгоценные камни, поэтому кажутся тёплыми, если до них дотронуться. В отличие от натуральных камней, которые на ощупь холодны.

СЛОЖНЫЕ КАМНИ - дуплеты и триплеты

Кроме просто стеклянных имитаций применяют сдвоенные (дуплеты) и строенные (триплеты) камни - склеенные например из стекла и натурального камня, из слабои густоокрашенных камней, из природного и синтетического камня.

На рисунке слева - схема - Составные камни дублеты и триплеты.

Такая методика используется для того, чтобы убрать недостаток стекла - недостаточную твёрдость, чтобы камни в оправе по твёрдости не отличались от настоящих. Такие подделки видны под лупой или микроскопом: на поверхности склеивания наблюдаются пузырьки, расположенные в одной плоскости, а глядя через коронку сбоку, видно, что она не окрашена.

Существует много различных комбинаций дуплетов и триплетов. Например, верхняя и нижняя части делаются из природных камней с цветным клеящим слоем между ними, или верхняя часть делается из бесцветною ювелирного камня, а нижняя - из окрашенного стекла.  Очень напоминает паркетную доску, когда основа - недорогое дерево, а верхний очень тонкий слой (всего несколько миллиметров) - из ценной древесины.

Если дуплет для защиты его поверхности прикрыть сверху тонкой накладкой из твёрдого ювелирного камня, получается уже триплет. Тщательно изготовленные составные камни бывает трудно распознать, особенно если они заключены в оправу, скрывающую швы. Такие имитации легко распознать, поместив камень в масло, это позволяет хорошо рассмотреть составные элементы сложного камня.

Склеенные камни могут распасться на куски, если погрузить их в соответствующий растворитель, например в кипящую воду, спирт или хлороформ; но спекшиеся камни такими растворителями не выявляются.

В общем-то, такой способ изготовления украшений с помощью удешевления стеклом очень даже хорош и экономичен - обидно только в том случае, если изделие продают по цене целого камня. Но здесь непрофессионалу разобраться может быть очень сложно, и даже не придёт в голову, что камень может быть таким "клеенным".

В статье - фотографии бижутерии (правда, не просто стекло, а в основном муранское, а также украшения со стразами).

Материал статьи подготовлен соавторами для сайта www.TreeLand.ru.

раньше никогда не покупала украшений со стразами - это первое - кольцо, на удивление произвело отличное впечатление, прекрасно к хрустальным браслетам, аметрину, аметисту... так что таких колец соберу разного цвета, они и по форме очень красивые попадаются