admin

Песок и глина в компосте

Полезный песок

В компостное месиво нужно добавлять дорожную пыль. Этот совет у многих вызывает недоумение: зачем? что там полезного?

Начну издалека, чтобы углубить понимание.

Бывалые люди знают, что на песках появляются так называемые «плывуны» — места, где песок вдруг проваливается и увлекает с собой человека, корову или трактор — всё, что окажется в этом месте и в данный момент.

Над явлением долго гадали: почему да как? Наконец, сделали раскопки и выяснили, что под тем местом, где песок «плывёт», собирается какая-то слизь, по которой, как по маслу песок и раздвигается в стороны, давая верхнему слою вместе с жертвой опускаться всё глубже вниз.

Что это за слизь? Откуда она взялась здесь, в песках? Стали исследовать, и пошли открытия за открытием. Правда, знает о них лишь ограниченное количество людей. Наверное, по той же причине, что несут эти знания гигантскую пользу для земледельцев.

Всё дело в том, что под «плывунами» нашли самые первые бактерии, которые, быть может, и создали на земле почвенный слой, помогли развитию всего живого.

Это были бактерии, способные разлагать алюмосиликаты и высвобождать калий в усваиваемой для растений форме.

Разве же не чудо — бактерии живут в песке и им же кормятся! На этой каменной пище их накапливается столько, что пески «плывут». Так почему бы не использовать их на благо людей?

В 1939 году русский патриот Е. Н. Мишустин написал об этом книгу, были у него и последователи. Но... Как всё полезное для народа, хорошая идея была аккуратно «похоронена».

Справедливости ради должен сказать, что передовые учёные бьются за «силикатные» бактерии.

В 1968 году В. Г. Александров и М. И. Терновская выпустили книгу «Силикатные бактерии — эффективное удобрение», а Санкт-Петербургский учёный Е. Я. Виноградов разработал и запатентовал серию биологически активных веществ, за которые дважды награждался серебряными медалями ВДНХ СССР.

Но воз, как говорится, и поныне там же...

А что делать нам? Как найти эти бактерии и использовать? Задача, прямо скажу, не из лёгких, и мой совет вызовет возмущение микробиологов: как можно советовать, не понимая всей сложности... серьезности... опасности... и т. д.

Тем не менее советую: в глинистую, чернозёмную и торфяную почву вносить сырой речной песок. Причём брать его лучше не сверху, а из глубины карьера.

Что происходит с почвой после его добавки, я не знаю. Не знал этого и Пётр Матвеевич Пономарёв. Но мы с ним набирали такого песка для его делянок.

А ещё, собирали пыль с дороги.

И ещё дробили кувалдой камни, и это каменное кроше­во тоже подсыпали в почву. Для дробления брали и гранит, и мрамор.

«Нам не нужна минералка, — говорил Пётр Матвеевич, подбадривая меня, когда я уставал от работы. — Тут она вся... Бактерии сами разберутся, что им и когда надо, растворят своими кислотами и поедят.

А когда умрут, то их «бульончики» впитают растения и повысят урожай. Так и пойдёт круговорот.

...И глина

Вспомнив про песок, не забудем и о глине. И она очень нужна земледельцам, особенно тем, кто хозяйствует на песчаных почвах. Сколько органики ни клади, всё уходит, как в бездонную бочку, жалуются они. И спрашивают что делать?

— Вы же сами и ответили, — говорю им. — Уходит «в бездонную». А если сделаешь дно, то и не будет уходить. А глина для такого дна — самый подходящий материал. Внеси её в подпочву, и проблема решена раз и навсегда.

Второе назначение глины — стабилизация водного режима и связанное с этим улучшение комфортности размножения живого вещества.

В набухшей глине увеличивается количество пор, заполненных капиллярной водой. А высыхающая глина вбирает в себя продукты перегноя к сберега­ет их там до того времени, пока они не потребуются растениям.

С этой целью глину полезно добавлять и в компосты, где она очень скоро потеряет свой красный цвет и превратится в чернозёмную массу.

Слащинин Ю.И.