Растения для поддержания трех дош

Как известно, в аюрведе люди делятся по своей конституции на три типа, в зависимости от преобладания элементов ваты (воздуха), питты (огня) и капхи (воды), тогда как в идеале они должны быть сбалансированы. Дэвид Фроули рекомендует для восстановления равновесия следующие средства.

– Вата. Представители этого типа часто страдают от недостаточной гибкости тела, сухости и одеревенелости в суставах. Им полезны растения, способствующие улучшению гибкости при занятиях хатха-йогой. Поскольку вата имеет тенденцию к нарушению праны, то полезно применение растений для пяти пран, особенно тулси. Представители типа вата также часто страдают от пониженной общей внутренней энергетики, подвержены потере стабильности и связи с землей. Справиться с этим помогают тонизирующие растения всех типов, особенно умиротворяющие разум и сознание – такие, как джатамамси и ашвагандха.

– Питта. Представители этого типа часто подвержены беспричинным повышениям температуры тела и загрязнению крови токсинами. Для них очень полезно применение успокаивающих и детоксифицирующих растений – таких, как мякоть алоэ, гудучи и барбариса, а также зеленых овощей и фруктов. Им следует контролировать свои мысли и эмоции и не давать гневу перегревать мозг и сознание, для чего можно применять растения, успокаивающие нервную систему: брахми, шатавари и джатамамси.

– Капха. Представители этого типа подвержены застойности и косности. Им можно порекомендовать применение растений, улучшающих кровообращение, среди которых: гуггул, мирра и куркума. Лучшие применять тонизирующие средства, не обладающие высокой эффективностью (например, шиладжит), но если внутренняя энергетика слишком низка, то приемлемы ашвагандха и женьшень. Капха блокирует каналы головы и нади тонкого тела, при этом помогают растения, стимулирующие сознание и чувства: разнообразные специи, в особенности аир, имбирь и пиппали.

Доступные традиционные препараты

Чаванпраш

Легенда о происхождении Чаванпраша гласит: мудрец Чаван, живший двенадцать тысячелетии назад, почувствовав приближение старости и болезней, обратился за помощью к Ашвини Кумарам – божественным братьям-близнецам, практикующим Аюрведу на высших планетах. Зная о его праведности и добродетели, Ашвини Кумары даровали ему рецепт эликсира молодости. Мудрец направился в предгорье Гималаев и собрал сорок девять указанных в рецепте трав и минералов. Затем в течение трех дней он занимался приготовлением чудодейственного эликсира, который и принимал каждый год по 108 дней. Говорят, что Чаван прожил после этого еще тысячу лет и покинул этот мир без признаков старости и болезней. С тех пop это средство носит имя мудреца Чавана.

Амалаки

«Когда на ночь двери святилища закрывались, Рамакришна уходил один в дикие джунгли, ибо там росло дерево амалаки – его терпкие плоды напоминают по виду сливы – а в священных книгах сказано, что медитирующему под амалаки дается исполнение самого заветного желания. Рамакришна медитировал под этим деревом в надежде, что ему будет дано увидеть Кали – Божественную мать». (К. Ишервуд. Рамакришна и его ученики)

Амалаки (Emblica officinalis) – ключевой компонент популярного аюрведического средства Чаванпраш, который экспортируют многие индийские медицинские компании. Амалаки – это тонизирующее и восстанавливающее средство для всех тканей организма, она уравновешивает все доши и повышает оджас. Амалаки является прекрасной пищей для занятий йогой и великолепным энергетизатором. Это одно из самых сильных омолаживающих растений, оно усиливает иммунитет, оказывает послабляющее и кровоостанавливающее действие, очищает ротовую полость, укрепляет зубы, способствует росту волос и ногтей.

Амалаки, серый миробалан, индийский крыжовник, или эмблика лекарственная (филлантус эмблика) известна многим индийцам. Она широко применяется в традиционной медицине и встречается в лесах большинства районов Индии. Название «амалакиили Дхатри» – в переводе с санскрита «сиделка» – уподобляет его по целебным свойствам сиделке или матери. Амалаки является в Северной Индии священным деревом, у подножия которого совершаются возлияния. К нему обращаются с молитвами о плодородии женщин, животных и посевов. Природа амалаки саттвична, она дарует удачу, любовь и долголетие, да и само дерево – долгожитель.

В природе это небольшое деревце с корой зелено-серого цвета. Крона у него светло-зеленая, негустая, листья мелкие, изящные, немного заостренные. Цветы амалаки ничем не примечательные, зеленовато-желтые. Плоды – небольшие, бледно-желтые, иногда зеленоватые, сочные и прозрачные. Плоды амалаки являются важным источником пищи для многочисленных племен в Индии, это самый богатый природный источник витамина С. Целебными свойствами обладают не только плоды, но и листья, цветы, семена, кора и корни этого дерева.

«Трипхала»

Трипхала представляет собой один из главных аюрведических препаратов, применяемых как слабительное средство. Использование трипхалы довольно распространено также и в йоге, поскольку она контролирует апану, движущийся вниз воздух, и содействует впитыванию праны толстой кишкой. Препарат поддерживает сбалансированный обмен веществ и обеспечивает необходимое питание костным и нервным тканям. Трипхала также облегчает поглощение чистой праны из потребляемой пищи, позволяет развивать жизненную силу и извлекать максимальную пользу из практики пранаямы.

В древнеиндийском тексте «Чарака-самхита» говорится: «Тот, кто принимает трипхалу в течение года, избавится от всех болезней и доживет до ста лет». «Трипхала» означает «три плода» и состоит из xаритaки, амалаки и бибхитаки. Харитаки действует омолаживающе на вату, амалаки – на питту, а бибхитаки – на капху. Этот состав можно использовать при показаниях к применению какой-либо из этих трав. Поскольку об амалаки речь шла выше как о главной составляющей Чаванпраша, мы остановимся здесь только на харитаки и бибхитаки.

Харитаки

Харитаки (Terminalia chebula) является основным компонентом трипхалы и одним из важнейших растений в аюрведе. «Харитаки» в переводе с санскрита означает «уносящий все болезни», а в тибетской медицине его называют также Царем Лекарств.

Это священное растение Шивы, и оно считается первым в мире лекарственным растением, ибо история его применения насчитывает тысячелетия. Харитаки эффективно регулирует процессы в толстом кишечнике, улучшает усвоение пищи, обостряет зрение, стимулирует деятельность мозга и придает молодость телу и коже. В древних текстах говорится, что харитаки питает нервы, наделяет энергией сознание.

Бибхитаки

Бибхитаки (Terminalia bellerica) – мощное омолаживающее растительное средство, широко используемое в Индии. Плоды желтые и крепкие, мякоть сладкая, напоминает по вкусу орех. Бибхитаки – это тоник для капха-доши и легких. Оно действует на дыхательную, пищеварительную, выделительную и нервную системы, улучшает зрение и голос. Средство оказывает одновременно послабляющее и вяжущее действие, очищая кишечник и повышая его тонус, изгоняет паразитов. Бибхитаки эффективно при различного рода камнях и скоплении слизи в пищеварительном тракте, мочевых и дыхательных путях.

Препараты из арджуны

Арджуна представляет собой тонизирующее и восстанавливающее средство для сердца, оказывает благотворное воздействие на вьяну и увеличивает прану. Растение уравновешивает все три доши: капху, питту и вату. Растение помогает развивать осознанную склонность к посвящению себя Богу и придает решимость, отвагу и энергию – точно такие же, с которыми Арджуна сражался за дхарму на стороне Господа Кришны.

Арджуна, или кукубха, (Terminalia arjuna) – дерево, достигающее высоты 20–27 м, со светлой, выделяющей млечный сок корой и бледно-зелеными листьями. Цветет в августе-сентябре и плодоносит в ноябре-декабре. Растет в предгорьях Гималаев, Бихаре, Бенгалии, Бирме, Центральной и Южной Индии, а также на Шри-Ланке. Для медицинских целей используют кору, листья и плоды. Кора является вяжущим средством, стимулирует работу сердца и обладает тонизирующим эффектом. Ее используют при кровотечениях, диарее, дизентерии, заболеваниях печени и кожи, в качестве противоядия.

В аюрведе это растение используется как сердечное средство с древних времен. Вагбхата впервые описал кору арджуны в качестве тонизирующего препарата, приготавливаемого в виде порошка с молоком и подслащенной водой. При болезнях сердца он рекомендовал его в виде гхрита (порошок коры, смешанный с топленым маслом и медом). При кровохарканье Чарака предписывал принимать порошок из коры арджуны, смешанной с таким же количеством порошка красного сандала, тростникового сока и рисовой воды. Наружно листья арджуны издавна применяли как мазь при ранах и язвах. Арджуна содержит вещества, обладающие антисептическим действием, что позволяло применять его при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

Клинические испытания препаратов, изготовленных на основе экстрактов коры арджуны, подтвердили положительное влияние, оказываемое ими на работу сердечной мышцы, укрепляющее и антиоксидантное действие на эндотелий сосудов, снижение систолического артериального давления при гипертонической болезни.