Современные проблемы экологии

На современном этапе развития человеческого общества важнейшее значение приобретает экологическая грамотность населения. Сегодня каждый человек, в принципе должен задуматься о своем месте и роли в окружающей среде, а у образованного человека должно быть сформировано экологическое мышление - воспитанная в нем привычка оценивать свои действия с точки зрения последствий, которые могут произойти в сфере его обитания. Эколог - специалист с высшим образованием должен уметь не только охранять природу, рационально использовать ее ресурсы, но и решать качественно новые задачи - прогнозировать изменения окружающей среды и управлять ею. Для достижения этих целей нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической науки. Сегодня такой фундаментальной теоретической основы экологии, которая имеет широкий системный межотраслевой взгляд от окружающей среды на все живое, пока еще до конца не разработаны. Многие экологи, в том числе, считающие себя не рядовыми, смотрят с позиции организмов на окружающую среду, т.е. с позиции биологической науки.

Вместе с тем, став в своем роде модной, экология не избежала вульгаризации понимания и содержания. В ряде случаев экология становится разменной для достижения определенных целей, положения в обществе. По этой причине к экологии легко примкнуть, не утруждая себя изучением основ науки. На сегодня таких "примкнувших" к экологии много. Сейчас почти все стали экологами и почти все стали называть "экологией", в том числе охрану природы, охрану окружающей среды, саму природу и начисто смешаны понятия "экология", "природа", "окружающая среда", "природная среда". Так появляются несуразные выражения, в том числе в печати, типа "хорошая и плохая" экология, "чистая и грязная" экология, "Охраняем экологию Иссык-Куля", "охраняем и улучшаем экологию" и т.д. Такое положение никак не способствует экологической грамотности населения. Это признаки экологической неграмотности.

Экологический подход и содержание науки экология не одно и то же. Сущность экологического подхода состоит в том, что предметы и явления объективной действительности рассматриваются как среда того или иного "субъекта". Этот подход может и должен быть достоянием разных наук. Однако из этого не следует, что именно экология должна разрабатывать общие принципы оптимизации природной среды и конкретные пути и способы решения этой проблемы. Разработка фундаментальных теоретических основ оптимизации природной среды - компетенция биологических и географических наук. Остальные естественные науки решают прикладные задачи. Но пользуясь тем, что идея экологии зародилась в недрах биологической науки, и биология является праматерью экологии, биологи до сих пор пытаются вогнать ее в короткое ложе своей науки. По своей общественной значимости - экология давно выросла из той рамки которую определил для нее Э. Геккель. Современная экология уже не биологическая наука. Она цикл знаний включающий в себя раздел биологии, географии и ряда естественных гуманитарных наук. Предметом изучения ее является сохранение функциональной и структурной целостности природно - территориальных комплексов для выживания человеческого общества в условиях сложных взаимоотношений его с природной средой.

На современном этапе развития общества, в эпоху бурного развития науки и техники почти все экологические проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы. Никто не отрицает, что есть изначальная праматерь экологии в виде биоэкологии, давно сложившееся структурой, теоретическими предпосылками. Но, как можно решить проблему увеличения углекислого газа, связанного с этим потепление климата, сказывающегося на состоянии условий жизни людей в рамках биоэкологии. Эта проблема может рассматриваться только с позиции общепланетарных закономерностей развития геосфер (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера). Они изучаются географической наукой и в недрах этой, зародилось и развивается новое направление экологии - геоэкология.

В биологии есть сложившееся представление об уровнях организации живой материи. Американский эколог Ю. Одум (1975) считает, лучше всего, содержание современной экологии, определять находя из концепции уровней организации жизни. Если расположить эти уровни в иерархическом порядке от микросистем к глобальным системам слева направо, то они выглядят следующим образом: гены - клетка - органы - организмы - популяции - сообщества. Биологи после "сообщества", где они впервые учитывают абиотические факторы, сразу переходят к глобальному уровню - биосфере. Между сообществом и биосферой объективно существуют еще ряд уровней организации жизни. Например, природная зона или тип ландшафта, чем не уровень. "Сообщество" в шландшафтоведении называется "фацией" т.е. это низший уровень природно - территориальных комплексов.

При физикогеографическом районировании территорий далее таксономические на возрастающем ранге: урочище - ландшафт - природный район - провинция - зона - материки и глобальный уровень - географическая оболочка. В каждом из этих уровней своеобразно организовано живое вещество. Если мы их расположим в один ряд слева направо от "биологических" уровней, то получится своего рода биологогеографический спектр. Если мы зададимся вопросом, на каком уровне возникают в начале экологические проблемы под воздействием человека, то не трудно заметить, что воздействие человека, обычно начинается, с локальных уровней, с "сообщества" или "фоции"; затем расширяясь распространяется по правой до географической оболочки или биосферы, по левой до молекулярного уровня. Поэтому, современные экологические проблемы лучше всего просматриваются с биолого - географической позиции. Биологи - экологи в основном ограничиваются анализом состояния отдельных факторов (свет, тепло, влажность и др.), непосредственно влияющих на организмы и их популяции. Географы - экологи изучают глубинные связи абиотических факторов (рельеф, климат, воды, почва и т.д.), т.е. они изучают, образно говоря, каркас здания, населенного живыми организмами. По выражению Реймереа Н.Ф. (1994) биолога - эколога не интересует, из чего сложено "здание" - лишь бы в нем были комфортные условия жизни. Географ - эколог, наоборот меньше вникает в чисто биологический анализ факторов жизни, во взаимоотношение жильцов "сложнейшего здания". Его интересует благополучие всего здания, имя которому - Земля.

  • Спасибо мне помогло

    Гость (Света)