Геммы, инталии, камеи
Миниатюрные резные камни и раковины с рельефными изображениями женских и мужских фигур, а также различных аллегорических картин, военных сцен, зверей и птиц называют геммами. Резной камень с углубленным изображением именуют инталией, с выпуклым – камеей.
Геммы, выполненные на самоцветах и цветных камнях, долшли до наших времен в отличной сохранности, пережив одновременно с ними созданные храмы, дворцы, скульптуры и другие памятники искусства.
Глиптика – это искусство миниатюрной резьбы на цветных камнях и самоцветах (название происходит от греческого слова глипто
– вырезаю), глиптика знакома людям с древнейших времён.
Древнейшими из известных гемм являются выполненные на высоком техническом и художественном уровне интальо Египта и Мессопотамии, датируемые IY тыс. до н. э.
Многоцветные камеи
В конце IY – начале III в. до н. э. появляются камеи. Это выпуклые рельефные многоцветные резные камни, вырезанные чаще всего на сардониксе, многослойном, состоящем из чередующихся белых и бурых полос агате. Мастер использует многослойность камня в работе.
Многоцветность камей была тем новшеством, что отличало их от традиционных одноцветных интальо и немногих выпуклых гемм Древнего Египта. В своих работах резчики достигали интересных живописных эффектов и усиления рельефа камней, умело используя для этого различную окраску слоев сардоникса, сочетая контрастные яркие тона или создавая постепенные переходы от черного через различные оттенки коричневого до голубовато-серого и белого. Такие работы поражают своей искусностью исполнения, и художественным вкусом.
Резные камни - печати
Резные камни изначально применялись в качестве амулетов и украшений, затем священные камни с изображениями и символами превратились в эмблемы их обладателя, особенно в далеком прошлом, где он играл особую роль. В Египте и Мессопотамии люди не знали замков и ключей. Во всех случаях они пользовались печатями. Печати накладывались на письма, официальные и частные документы, на ларцы с имуществом, сосуды с продуктами для еды, амфоры с вином и маслом, на внешние и внутренние двери домов. Опечатывались и двери гробниц египетских фараонов.
С замками и ключами древние греки и римляне уже были знакомы, однако обычай наложения печати тем не менее был сохранен. И в те времена бывали случаи нарушения права личной собственности, поэтому в свод законов Солона вошло запрещение резчикам оставлять у себя оттиски с вырезанных ими печатей. Это была мера, направленная на устранение подделок и злоупотреблений печатями.
Геммы как произведения искусства
Геммы в древнем мире завоевали любовь как произведения искусства.
Плиний Старший писал о музыканте Исмении, который располагал агентами, слелившими за рынком и скупавшими геммы во всех окрестностях и даже на отдаленном Кипре. Денег он не жалел, боялся только соперников, таких же, как он, ценителей резного камня.
Многие эллинистические цари покровительствовали глиптике:
- При Александре Македонском находился придворный резчик, знаменитый Перголем. Только он имел право вырезать на камне портреты своего покровителя.
- У Митридата YI Евпатора понтийского царя была богатая коллекция гемм, позднее захваченная полководцем Помпеем.
- Римский император Август, как и Александр Македонский, держал при себе резчика, знаменитого грека Диоскорида, некоторые произведения которого дошли до наших дней.
Античные резные камни – геммы - не только прекрасны как произведения искусства, но и служат источником знаний о древнем мире и его культуре. На них изображены копии знаменитых в древности статуй и картин, оригиналы которых во многих случаях не сохранились и не дошли до наших времён, но их можно восстановить по изображениям на геммах.
На геммах также отражена жизнь античного общества: сцены охоты и войны, богатые и нищие, варвары и греки, атлеты и актеры, домашние птицы и звери. Особый интерес вызывают портреты знаменитых государственных деятелей, художников и писателей.
На печатях изображали и богов, тех, кого считали своими покровителями – Афродиту, Гермеса, Нику, Эрота. Изображения государственных
богов – Зевса, Деметры, Аполлона и других, встречаются редко.
Камеи как предметы роскоши
В отличие от интальо, камеи были предметами роскоши и не имели практического значения.
При дворах эллинистических царей, которые отличались богатством и пышностью, начал зарождаться и развиваться новый, более сложный вид глиптики. Стала более совершенной и техника резьбы на твердом камне.
Камеи тогда были главным образом принадлежностью женского туалета. Их вставляли в броши, медальоны, подвески, перстни, нанизывали в ожерелья.
Суеверия
Со многими геммами было связано немало суеверий. Особенно сильно это проявилось в произведениях глиптики последних веков Римской империи, когда язычеческая религия сменялась христианством. В это время резной камень становится амулетом.
В коллекции гемм Эрмитажа хранится резной сардоникс. На нем с одной стороны вырезана фигура летящего Персея, державшего в одной руке голову медузы, а в другой руке - меч. На обратной стороне геммы вырезана надпись на греческом языке: Беги подагра – Персей тебя преследует
. Сегодня это кажется забавным. :-)
Геммы на Востоке
На Востоке геммы также играли важную роль в жизни людей. Так, в Иране при Сасанидах шах жаловал своему придворному при утверждении в военной, гражданской, жреческой должности регалии будущей власти:
- шапку,
- пояс
- перстень с печатью.
Личная печать придворного была обязательной на деловых бумагах, письмах, приказах и распоряжениях.
На служебных печатях нередко вырезался портрет жреца или вельможи со всеми его регалиями.
Перстни в истории
Арабские и персидские историки любили подробно описывать перстни. Считалось, что цветные драгоценные камни, вставленные в них, обладали мистической силой и могли влиять на судьбы людей.
Повреждение камня считалось дурным знаком.
О важности перстня для просвещенного перса можно судить по отрывкам из произведения XI в. Ноурузнаме
(Книга о Новом годе) приведенные в книге А.Я. Борисова и В.Г. Луконина Сасанидские геммы. Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1963 г.: Перстень – украшение очень хорошее, и на пальце – подобающее
.
Вельможи говорят: не человек тот, у которого нет перстня… Письмо вельможи без печати – от слабости разума и нечистых помыслов, а сокровищница без печати – от пренебрежения и неосторожности
.
Мастерство резьбы по камню
От античного мастера резьба на твердом камне требовала необычайного трудолюбия и искусства. При помощи ножа и бурава вручную вырезали печати в Древнем Египте, на Крите и Мессопотамии.
С YI века до н. э. камень стали обрабатывать на особом станке, который приводился в движение смычком.
Агат, как и большинство минералов, применявшихся в глиптика, тверже стали, поэтому камень резали металлическим резцом с помощью абразива. В течение многих веков таким абразивом служил наждак с острова Наксос в Эгейском море. И только после похода Александра Македонского в Индию греки стали использовать алмазную пилу и алмазную пыль. Резать приходилось вслепую, не видя камня. Под непрозрачным слоем масла и алмазной пыли можно было упустить важную особенность в декоративности или строении камня. Увеличительного стекла тогда еще не знали. Но античные мастера создали, несмотря на огромные трудности и примитивную технику, прекрасные произведения искусства.
Месяцы и даже годы упорного труда резчик тратил на создание всего лишь одной камеи.
Исследователи глиптики говорят, что для изготовления большой камеи требовалось примерно столько же времени, сколько для постройки собора!!
Средневековье
В средневековой Европе глиптика пришла в полный упадок. Новый подъем ее начался в эпоху Возрождения в Италии и вскоре распространился во всей Европе.
Период расцвета глиптики продолжался с середины XYIII до середины XIX века. В это время появилось множество любителей резного камня.
Собиранием гемм в это время занимались коронованные особы, аристократы, ученые, художники. Кто не мог купить себе геммы, коллекционировал хотя бы слепки с них.
Появление на рынке выдающихся гемм было важным событием. Например, о покупке Екатириной II у вдовы немецкого художника Антона Рафаэля Менгса замечательной античной камеи говорили в Риме несколько лет. Гете, живя в Риме, также увлекся коллекционированием гемм. Уезжая в Германию, он приобрел коллекцию слепков с лучших античных гемм и говорил, что это самое ценное из всего того, что можно увезти из Рима.
Огромный спрос на геммы привел к тому, что искусные резчики пользовались необычайной популярностью и спросом, независимо чувствовали себя даже среди коронованных особ. Характерно поведение итальянского резчика начала XIX в. Бенедетто Петруччи во дворце великой герцогини Тосканской, сестры Наполеона I, которая заказала ему камею с изображением членов своей семьи.
Петруччи вызвали во Флоренцию ко двору герцогини. Я, – писал он – застал герцогиню и ее маленькую дочку сидящими за столом за завтраком. Весь двор присутствовал при этом стоя. Как только герцогиня меня увидела, она наклонила голову в мою сторону, и один из камергеров сказал мне, что я могу начинать. Я не привык еще ко двору и потому взял стул, стоявший рядом с герцогиней, на котором лежал ее пудель. Не обращая на него никакого внимания, я перевернул стул и свалил собаку на пол. Несчастное животное, не привыкшее к такому обращению, начала лаять, после чего герцогиня метнула на меня взор, полный гнева, и по всему залу пробежал шепот. Но сделал вид, что ничего не понимаю, сел и принялся за портрет. Придворные – французы и итальянцы – обступили меня так тесно, что у меня почти не было возможности работать. В скором времени я придал воску некоторую форму, и маркиз Х, президент Академии и камергер, приблизясь к герцогине, сказал ей, что он в первыйраз видит такое сходство. Она забыла обиду, нанесенную мной ее собаке, и милостиво пожелала видеть мою модель. Она засмеялась и спросила дам, действительно ли они находят сходство, и после утвердительного ответа сказала мне: Приходите завтра – я дам вам еще один сеанс.
Я прикажу, чтобы вам дали помещение в моем дворце и чтобы у вас не было ни в чем недостатка.
Петруччо сделал восковые модели, а затем вырезал портреты герцогини, ее дочери и мужа на камнях. После завершения он получил множество заказов на портреты от придворных, но герцогиня, желая, чтобы Петруччи работал для нее, позволила вырезать только камею с изображением дочери испанского посла.
Приведенный эпизод описан М.И. Максимовой в книге Резные XYIII и XX вв.
Интересная статья, у меня тоже есть очень древняя гемма - интальи, только вот не знаю у кого о ней можно что-либо узнать?
Это можно с нею в музей зайти, поспрашивать там, точнее всего расскажут.
У меня тоже есть древняя гемма. А в какой музей надо зайти, не подскажите?
Да в любой из минералогических, конечно. Если изделие совсем ценное-то и в Эрмитаж можно. По музеям позвоните, попробуйте узнать, куда прийти подскажут.
Егор, Наташа что вы узнали о гемме?
у меня есть тоже гемма и не знаю о ней ничего