Резные камни России
Искусство миниатюрной резьбы по камню в России известно уже давно.
Во многих церковных ризницах хранились старинные камни с надписями и и изображениями религиозных сцен. Также некоторые государственные печати изготовлялись в камне. Сохранилилсь сведения о мастере Кузьме, вырезавшем в XIII веве печати из камня для татарского хана. В Оружейной палате Кремля хранятся изумруды с рельефными изображениями святых и царей.
Три русских камеи
Писатели В.И. Лебединский и Л.П. Кириченко в Книге о камне
рассказывают об удивительной истории трех русских камей, изготовленных в Москве в XIY в.
Впервые камеи упоминаются в источниках XYII в. Одна камея упоминается в Книге Большой Государевой Шкатулы
и две в описи ценностей Патриаршей ризницы в Кремле. Удивительные приключения случались с этими резными камнями. На самой крупной из них в золотой оправе был изображен Иоанн Предтеча. Камея исчезла в Смутное время и была возвращена в 1630 году, после того, как один из жителей Вязьмы принес ее для продажи в Кремль. Через сто лет камею перевезли в Петербург и поместили на хранение в деревянный ковчег вместе с другими ценностями Зимнего дворца, откуда эта камея опять пропала при неизвестных обстоятельствах.
Летом 1927 г. в Оружейную палату поступила из комиссионного магазина в Москве крупная камея на сардониксе и изящной оправе. Неизвестная камея была совершенной работы, и музейные работники датировали ее XIX в.
Более трехсот лет пролежали в Патриаршей ризнице две другие камеи. В 1918 ризницу ограбили. Вскре грабителей нашли, но многое из того, что они вынесли, найти не уже удалось... Пропали и драгоценные камеи.
Через сорок лет однах из этих камей – Великая Панагия
, была куплена в Москве совершенно случайно. Правда, на ней не было золотой оправы, четырех алмазов и рубинов. На молочно-белом фыоне камеи мягкими линиями вырезан темно-коричневый силуэт Богородицы. В ее лице и осанке нет ни суровости, ни аскетизма. Изображена живая, словно земная женщина.
Упоминание о второй парной камее Иоанн Лествичник
обнаружила искусствовед М.М. Постникова в конце 70-х годов ХХ в. при просмотре каталога лондонского антикварного аукциона. После переговоров эту камею удалось вернуть в Россию.
Иоанн Лествичник
чуть поменьше Великой Панагии
, коричневый слой на камее чуть темнее.
И вот все три камеи встретились.
Ученые сравнили две камеи без оправы и крупную с оправой, которая находилась в Оружейной палате и которую ошибочно отнесли к XIX веку. У этих камей оказалось много общего: овальная форма, скошенный край черный, барельефы коричневые, фон молочно-белый. Рельеф фигур низкий, но головы приподняты, именно это характерно для древнерусской резьбы по дереву. Все три камеи вырезаны в одном месте и в одном столетии, как решили исследователи. Поместили их вместе в Оружейную палату как произведения искусства XIY в.
Глиптика в России
мельницей
. В камне тогда преимущественно копировали портреты русских князей.
Резной камень в России входит в моду, и резьба по камню официально признается занятием достойным и для высокопосталенных вельмож. Например, ею занималась даже Екатерина II. А жена Павла I Мария Федоровна специально обучалась камнерезному искусству у известного мастера Карла Лебрехта. Она вырезала великолепную камею с изображением своей семьи.
В Академии художеств был организован медальерный класс, где учились и работали талантливые русские мастера по камню.
Перстень Пушкина
Из истории: Перстень-талисман Пушкина — кольцо-печатка с еврейской надписью, которое поэт воспел в нескольких своих стихотворениях, позже принадлежало В.А. Жуковскому, И.С. Тургеневу и Полине Виардо. С 1880 года хранился в специальном футляре, сделанном для петербургской пушкинской выставки. На крышке футляра были золотые буквы П. Б. А. Л.
(Пушкинская библиотека Александровского лицея). Украдено в 1917 году, сохранились только отпечатки камня на воске и сургуче. Елизавета Ксаверьевна Воронцова, предмет страсти Пушкина в одесский период, подарила ему перстень на прощание при его отъезде 1 августа 1824 года.
Талисман
он оставил сразу пять таких оттисков.
Перстень он носил на большом пальце (смотрите на фото слева - фрагмент с портрета Пушкина) и верил, что без него ослабевает поэтический гений.
В 1839 году по заказу П. В. Нащокина посмертный портрет Пушкина написал Карл Мазер. Нащокин позаботился о точности всех бытовых деталей портрета. Камня сердолика не видно (кольцо на указательном пальце), так как кольцо развернуто в обратную сторону.
На фото справа - оттиск, оставляемый перстнем Пушкина.
Перстень представлял собой большое витое золотое кольцо с крупным 8-угольным камнем — сердоликом красноватого или желтоватого цвета. На камне была вырезана восточная надпись. Над надписью помещены стилизованные изображения виноградных гроздей — орнаментом, свидетельствующим об крымско-караимском происхождении драгоценности.
По переводу, напечатанному с письмом Я К. Грота в Новом Времени
4 мая 1887 года, который сделал профессор Даниил Авраамович Хвольсон, один из основателей российской иудаики, надпись на перстне гласит:
Симха, сын почетного рабби Иосифа,
да будет благословенна его память.
Помимо перстня с сердоликом, у Пушкина также было кольцо с изумрудом квадратной формы - см. на фото ниже, которое он также называл талисманом - на портрете именно оно одето на большой палец. Дата его появления у поэта неизвестна. Также существует предположение, что именно ему было посвящено стихотворение Храни меня, мой талисман
.
Умирающий Пушкин передал перстень-талисман с изумрудом Владимиру Далю со словами: Даль, возьми на память
. А когда Даль отрицательно покачал головой, Пушкин настойчиво повторил: Бери, друг, мне уж больше не писать
. Впоследствии по поводу этого пушкинского подарка Даль писал поэту В. Одоевскому 5 апреля 1837 года: Перстень Пушкина, который звал он — не знаю почему — талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам это могу сказать. Вы меня поймете. Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное
. Даль пытался вернуть его вдове, но Пушкина запротестовала: Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память
.
В 1880 году это кольцо также было представлено на юбилейной выставке. Его доставила дочь Даля О. В. Демидова. Затем оно находилось у президента Императорской Академии великого князя Константина Константиновича. Перстень был им завещан Академии. В 1915 году он поступил в Пушкинский дом. В настоящее время кольцо хранится в фондах Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12.
В конце XIX века мода на геммы прошла, и они утратили свое былое художественное значение, превратились в стандартные изделия. Выполнять их стали механическим способом с часто расплывчатым рисунком, лишённым вкуса и изящества.