admin

«Несовершенный алмаз» - ЦИРКОН

"Благодаря красивой окраске — золотистой, оранжевой, розовой — циркон еще в эпоху Александра Македонского считался драгоценным камнем". С. И. Венецкий, «Рассказы о металлах»

Есть в природе оранжевый камень редкой красоты. Он сверкает и пламенеет, оранжевое пламя искрами вспыхивает в коронке камня, пробиваясь сквозь грани прекрасной ОнЭтот камень известен очень давно.
Гиацинт

Гиацинт — драгоценная пламенно-оранжевая, огненно-коричневая, красно-коричневая прозрачная разновидность минерала циркона. Циркон - от персидских слов — цар, гун — и золотой цвет, теплые золотистые тона вообще характерны для этого минерала.

Помимо гиацинта, на Шри-Ланке есть еще одна особенно ценимая ювелирами разновидность циркона — прозрачные соломенно-желтые камни, называемые жаргон.

Как и гиацинт, они отличаются сильным алмазным блеском (показатели преломления циркона очень высоки, их два: больший — 2,00, меньший — 1,950) и яркой игрой, как бриллианты (причина такой игры — дисперсия светопреломления). 


Гиацинт
Редкие в природе водянопрозрачные камни, экземпляры с легким желтоватым (или голубым) нацветом очень долгое время, вплоть до середины прошлого века, редко отличали от алмазов. По месту находки их так и называли матарские или матурские алмазы (по старинному названию острова Шри-Ланка — Матара или Матура).

Особенно похожи матарские алмазы на чуть желтоватые африканские капские алмазы.

Отличить их, конечно, можно: прежде всего по значительно меньшей твердости (7,5), заметно большему удельному весу (достигающему 4,7 — 4,8) и по менее яркой, чем у бриллианта, игре.

Среди цирконов Шри-Ланки встречаются камни и других цветов: желто-зеленые, фиолетовые и даже ярко-синие. Но синими и голубыми цирконы бывают не от природы. Давно было замечено, что окраска многих цирконов становится более чистой и яркой при прокаливании. Из коричнево-красных цирконов прокаливанием можно получить даже матарские алмазы. При прокаливании в восстановительных условиях многие цирконы приобретают великолепную густо-голубую или зеленовато-синюю окраску и эффектное имя — старлит - камень-звезда - Starlite.
Бипирамидальные кристаллы циркона

Английский ученый Р. Уэбстер в своей книге пишет: в Индокитае прокаливанием цирконов и превращением их в голубые старлиты занимаются непосредственно рудокопы: кристаллы помещают в сосуды из обожженной глины, сосуды ставят в специальные печи-барабаны, температура в которых достигает +900 — 1000 °C; обжиг ведется в течение полутора-двух часов на древесном угле, что обеспечивает восстановительные условия.

Итак, циркон — это очень эффектный драгоценный камень — оранжевый, соломенно-желтый, зеленый, изголуба-синий, блестит и играет, как алмаз.

Гиацинт, жаргон, старлит…

Многие о таких камнях даже и не слышали. Ну, может быть, только "гиацинт" на слуху. Почему? Разве циркон так уж редок? Нет, скорее наоборот: силикат металла циркония — циркон — один из самых распространенных акцессорных минералов.

В. И. Соболевский, автор книги Замечательные минералы, утверждает, что в любом месте бывшего Союза в течение часа можно собрать коллекцию минералов, представленных великолепными кристаллами (в том числе и циркона), только маленькими. И это совершенно справедливо для цирконов. Они встречаются и в гранитах, и в гнейсах, но особенно часто в породах, богатых натрием: сиенитах и нефелиновых сиенитах, альбититах, украинских щелочных породах мариуполитах. В пегматитовых жилах нефелиновых сиенитов постоянными спутниками циркона служат щелочные темноцветные минералы: эгирин или эгирин-авгит, щелочные амфиболы, флюорит, иногда гранат и корунд.
Циркон в породе

Крупные цирконы можно встретить прежде всего в сиенитовых пегматитах. Такие породы известны в Норвегии (Хитторе) и в США (Северная Каролина), а у нас в России — на Урале, в Ильменском хребте.

Маленькие, не больше миллиметра, кристаллы циркона можно заметить простым глазом, так как в породе их обычно окаймляют темные колечки.

Встречаются цирконы и в алмазных трубках Якутии.


Старлит
Цирконы часто представлены небольшими правильными кристаллами характерной изящной формы. В сечении у них квадрат, и мотив их кристаллической решетки, а соответственно и форма кристаллов подчинены оси четвертого порядка. Кристаллики циркона относятся к тетрагональной сингонии. А сам кристалл состоит из тетрагональной призмы (иногда по ребрам она притуплена второй такой же призмой) и

Очень эффектны кристаллы циркона с двумя бипирамидами по концам: одна на вершинках, а другая только притупляет грани между призмой и верхней пирамидкой.

Циркон очень чутко реагирует на условия кристаллизации. В кислых породах, например в гранитах и пегматитах, у кристаллов циркона обязательно развиты и призма, и дипирамида, а вот при возрастании щелочности растворов призмочка исчезает из огранки, тетрагональная бипирамидка смыкается нижними ребрами и внешне очень напоминает октаэдр. А если циркон возник при сравнительно низких температурах, форма его совсем иная: он, как и многие другие низкотемпературные минералы, образует сферолиты, или маленькие розетки из тончайших микропризмочек.
Циркон

Крупные же цирконы в природе очень редки, фактически их добывают только в россыпях Индокитая (Кампучия, Таиланд, Вьетнам), Шри-Ланки (Ратнапура), Австралии (Квинсленд и Новый Южный Уэльс), Тасмании и Мадагаскара.

Но дело не только в величине кристаллов: ведь на Урале и в Норвегии встречаются и крупные цирконы. Но они хрупки, трещиноваты и непрозрачны. И тут никак их не облагородишь. Эти кристаллы подверглись саморазрушению, как говорят минералоги, метамиктному распаду. Дело в том, что в состав цирконов входят заметные примеси радиоактивных элементов — урана и тория. Радиоактивное излучение урана и тория разрушает кристаллическую решетку минерала, и, хотя внешне кристалл совсем целый — он с гранями, с острыми ребрышками, с целой головкой, это фактически уже не кристалл, а бесструктурная масса. Разбейте такой кристаллик, и на раковистом изломе вы увидите вместо характерного для циркона алмазного блеска блеск капельки смолы — это типичный признак метамиктного состояния вещества.
Жаргон

Цирконы важны для человека не только как красивые самоцветы, но и как источник важного и весьма современного металла циркония.

В 1789 г. М. Г. Клаппрот открыл новое вещество в драгоценном цейлонском цирконе. Вещество оказалось окислом циркония. 35 лет спустя И. Я. Берцелиусу удалось получить чистый металлический цирконий. Серебристо-белый металл цирконий по праву называют металлом атомного века. Его свойства позволяют ему претендовать на роль конструкционного металла ядерных реакторов. Коррозионная устойчивость позволяет использовать цирконий в химическом машиностроении или, например, для такой ответственной и тонкой детали, как наконечник фильеры, через которую тянут нить ацетатного шелка, — кислая среда в этом процессе сменяется щелочной; лишь весьма благородные металлы способны вынести такие перемены.

Еще одна важная область применения циркония — современная металлургия, требующая стойкости и прочности от стали не только на воздухе, но и в коррозионных средах, не только при высоких, но и при низких температурах. В этих случаях небольшая доза витамина Zr оказывает магическое действие.