admin

Мэр в политической культуре Франции

Мэр является главой исполнительной власти в коммуне. Ему помогают заместители из числа муниципальных советников. Их может быть от 2 до 13 человек в зависимости от численности жителей. Их заносят в список заместителей в порядке избрания: первый заместитель мэра, второй заместитель мэра и т.д. На заместителей мэра коммун с численностью более 20 тыс. человек распространяются ограничения на совмещение постов. Мэр и его заместители образуют муниципалитет и избираются на тот же срок, что и Муниципальный Совет, однако срок полномочий мэра может быть сокращен: добровольной отставкой, выявлением после выборов случаев несовместимости или невозможности быть избранным, отзывом специальным Декретом правительства в случае серьезного проступка или неспособности (отказа) осуществлять свои функции. Судьба заместителей связана с судьбой мэра: независимо от причин его ухода, происходят перевыборы заместителей.

«Мэр обладает всей полнотой исполнительной власти и единолично несет ответственность за управление коммуной. Его заместители не имеют по статусу

собственных полномочий. Мэр передает им по своему усмотрению часть своих

функций»И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 19. .

«Выборы мэра и его заместителей проходят на первом заседании совета, через неделю после муниципальных выборов. Собирает заседание мэр, срок полномочий которого истекает, но ведет заседание старейшина (самый старший по возрасту муниципальный советник). Нового мэра избирают закрытым голосованием по мажоритарной системе в три тура. В первых двух турах, чтобы быть избранным, мэр должен набрать абсолютное большинство «засчитываемых» (действительных) голосов муниципальных советников, а в третьем туре достаточно относительного большинства: выбирают собравшего больше всех голосов. По окончании выборов старейшина сразу объявляет результаты голосования и вывешивает их в течение суток после заседания. Мэром может быть избран гражданин Франции не моложе 21 года, но с учетом названных выше ограничений на совмещение постов» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».. «Данная процедура выборов мэра зафиксирована в уставе коммуны, на практике же дело происходит несколько иначе. Избиратели заранее знают, кто будет мэром, поскольку именно его фамилия стоит первой в победившем списке, он является лидером своей команды. Учитывая, что победивший список получает ѕ мест в МС, то выбор мэра предрешен. Такова традиция, и она неукоснительно исполняется, хотя и не упоминается в законодательстве.

Мэр (как и муниципальные советники) может совмещать совой мандат с мандатом депутата парламента, сенатора или генерального советника (генеральный совет управляет департаментом). Долгое время должность мэра не оплачивалась, но сейчас в законодательстве установлен потолок жалованья мэра и его заместителей» И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 20. .

«Компетенция мэра включает вопросы, которые ему делегированы советом в качестве главы последнего, и собственную компетенцию, принадлежащую ему как главе исполнительной власти коммуны.

Мэр как глава Муниципального совета:

осуществляет финансовые полномочия (подготовка и исполнение бюджета, распоряжение коммунальными расходами и надзор над коммунальным бухгалтером);

представляет коммуну во всех актах юридической жизни;

осуществляет полномочия по охране общественного достояния, по контролю и управлению публичными учреждениями;

готовит и исполняет решения муниципального совета;

представляет их для юридического контроля префекту департамента.

Мэр как глава исполнительной власти обладает собственными полномочиями и не обязан отчитываться об их исполнении перед советом. По этим функциям мэр подотчетен префекту департамента и Правительству Франции» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

«В политической культуре утвердилось такое мнение, что основная миссия мэра - «обеспечение коллективного благосостояния сограждан». Видимо поэтому должность мэра традиционно почетна, она дает возможность приобрести широкий круг знакомств, добиться уважения окружающих, в личностном плане дает возможность раскрыть свои способности, накопить опыт, проявить творческий потенциал» И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 22.

. Однако у любой медали есть обратная сторона: должность мэра дает возможность удовлетворять свои личные интересы за общественный счет, прибегать к незаконным методам или лавировать на грани допустимой законности. Но общество и государство выработали против них свои защитные средства: с одной сторонызакон, а с другойобщественное мнение, несущее в себе этические нормы, как прежде оно несло религиозные заповеди и понятие

божьей кары. Соответствие или несоответствие действий мэра нормам ведёт

к практическим результатам на выборах.

Вообще, «контроль со стороны государственной администрации за самоуправлением представлен двумя группами меропеки и административного контроля.

Меры опеки.

Меры опеки включают в себя «опеку над лицами» и «опеку по замещению».

«Опека над лицами» означает право префекта приостановки исполнения обязанностей (отзыва) мэра коммуны и его заместителей; роспуска муниципального совета на основании определенных законом причин и по оговоренной процедуре.

«Опека по замещению» означает, что префект имеет право замещения (т.е. исполнения функций) в отношении мэра и генерального или муниципального совета, право замещения в полицейской области.

Административный контроль.

Средства административного контроля представлены контролем законности и бюджетным контролем (бюджетная и финансовая ортодоксия). Контроль законности предполагает два аспекта.

Во-первых, обязанность префектов проверять законность передаваемых нижестоящим органом власти решений.

Во-вторых, возможность для префекта обратиться к административному судье с представлением о незаконности акта, принятого местным коллективом, однако префект должен сопровождать это представление уведомлением (предварительно или одновременно с подачей жалобы) местного коллектива» www.bninsk.com. Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

Но, вернемся к функциям мэра. И хотя деятельность мэра исключительно разнообразна, тем не менее все это разнообразие можно свести к двум видам работ: определение задач и организация людей на их решение (такие же основные функции существуют в компаниях, фирмах). Помимо этого:

1. Мэр наделен полицейскими полномочиями, которые описываются

формулой «нормальный порядок, безопасность и общественное благополучие». Полицейские функции ограничены тремя сферами: обеспечение безопасности, санитарно-гигиенических норм и общественного порядка.

2. Мэр является главой коммунального персонала: назначает и увольняет работников, определяет их карьеру, поощряет и наказывает персонал.

3. Мэр выдает разрешения, связанные с землепользованием: разрешения на строительство, снос, производство работ в соответствии с градостроительными планами, утвержденными советом.

4. Также, мэр держит в своих руках все нити экономической жизни коммуны. Он имеет дело с руководителями самых разных предприятийчастных, муниципальных, государственных, смешанного типа. В интересах коммуны он поддерживает с ними деловые отношения. Это могут быть формальные договорные и неформальные (выраженные в принципе «тымне, я -тебе» так называемый феномен клиентеллизма). Именно мэр влияет на климат взаимоотношений между жителями. От него зависит благополучие или карьера многих людей. Но и мэр, будучи лицом выборным, зависит от избирателей и, главное, от поддержки влиятельных кругов своей коммуны.

Поскольку мэр является агентом государства, то он еще и выполняет государственные административные функции:

опубликование законов и правил;

участие в операциях по переписи населения и призыва молодежи в армию;

выдача удостоверений и легализация подписей;

применение мер общей безопасности;

в судебной области мэр исполняет функции составителя актов гражданского состояния и представителя судебной полиции.

В чрезвычайных ситуациях мэр обязан действовать как уполномоченный государства, а не коммуны.

И последнее на чем бы мне хотелось остановиться, это касается стилей руководства мэра в коммунах. В любой компании, фирме, структуре руководитель имеет свой стиль управления (в данном случае - мэр). Вообще, стиль руководства в контексте управленияпривычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Наша ситуация аналогичная: мэр - руководитель, а подчинённыеего «команда» (его заместители, кабинет мэра, МС). Так вот, по традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, т.е. мэр будет ориентирован прежде всего на задачу, её проектирование и как следствие на систему вознаграждений, и стиль, сосредоточенный на человеке, т.е. отношения основанные на взаимном доверии, уважении, контакт и тепла между мэром и его «командой» и населением (о нём тоже не следует забывать, потому что авторитет мэра зависит от населения коммуны). Во Франции превалирует в большей степени демократический стиль управления, чем авторитарный, хотя некоторыми исследователями было обнаружено, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объёма работы, чем демократичное.

«Также можно выделить ещё два «классических» стиля управления, используемых мэрами во Франции: «мэр-управляющий» и «мэр-политик». Мэр-управляющий руководствуется лозунгом: «Процветающие коммуны в сумме дают процветание страны», т.е. работа происходит на низовом уровне ради благополучия жизни коммуны. Мэр-политик, у него доминирует мнение, что правильное руководство на верху, обеспечивающее благосостояние всей страны, способствует и благополучию коммун. Это все тот же вечный вопрос о том, можно ли создать рай в границах своей коммуны или благополучие коммуны зависит от ситуации в стране?

В действительности эти два подхода не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. В своей работе мэры используют все каналы воздействия как на своем уровне, так и через верхние эшелоны власти. Тем не менее один из подходов является у мэра, как правило, превалирующим, он и определяет стиль его руководства» И. С. Новожёнова. Культура местной власти во Франции. М., 1994г. С. 36. .