admin

Будистский праздник Перахера

Один раз в год в городе Канди, что расположен в самом центре Шри-Ланки, проходит фестиваль Перахера (в переводе с сингальского - Шествие) - одно из самых важных событий в жизни буддийского мира. Здесь в специально построенном в XVI веке храме Далада Малигава хранится священная реликвия, обладание которой дарует возможность видеть низкое и благородное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия мыслей и действий. Это Зуб Будды.

Будда родился в Непале, в местечке Лумбини, за 623 года до рождества Христова. В процессе медитации он достиг просветления, проповедовал свое учение и умер в возрасте 80 лет. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Учителя один из его учеников выхватил из погребального костра Божественный Зуб. В течение восьми веков сокровище хранилось в Индии, но в 361 году принцесса Хемалатхи, спрятав Зуб в пышной прическе, перевезла его на Цейлон, чтобы спасти от воинственных индуистов. С тех пор было много охотников похитить, уничтожить или подменить Зуб, но все попытки оказывались тщетными, и он чудесным образом каждый раз снова и снова оказывался на Цейлоне.

Ежедневно в храм Далада Малигава приходят верующие и кладут на алтарь свои подношения: с утра - сок и цветы лотоса, в обед - рис с карри, к вечеру - сладости. В ритуал входят также возжигание светильников и воскурение ароматических веществ.

Сам Зуб хранится в "Зале прекрасного вида", вход в который разрешен только избранным служителям культа. Вот как описывает это место русская путешественница княгиня Щербатова, посетившая храм в 1890 году: "Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещенный множеством свечей, посреди которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег - карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них весь украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб".

Увидеть эту реликвию не имеет права никто из непосвященных. Исключения делались редко и только для самых выдающихся людей - например, для королевы Елизаветы или для Валентины Терешковой. Только раз в год, в конце месяца эсала (июль-август), в последние десять ночей перед полнолунием, Божественный Зуб, не вынимая из карандувы, выносят из храма в сопровождении торжественной процессии с участием представителей государственной власти, танцоров, музыкантов и слонов. Это связано с тем, что когда-то давно, в такую же полнолунную ночь, в страшной битве грозный Бог Вишну победил крылатых демонов-асуров.

Начинается Перахера церемонией "кап" - выбором важнейшего лица процессии. Этот "капурала" находит дерево породы эсала, окуривает его благовониями и опрыскивает душистой водой. Затем возжигает девятисвечник и раскладывает вокруг него девять разных цветков в честь девяти небесных тел. Потом наряжается в белые одежды, срубает дерево и распиливает ствол на четыре части. Из них вытесывает столбы, которые устанавливают в каждом из храмов, посвященных богам-покровителям, принимающим участие в Перахере: Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттини.

С самого раннего утра десятки тысяч паломников стекаются в Канди, чтобы занять место на тротуарах тех улиц, по которым ночью пойдет процессия. На жаре им приходится сидеть весь день - иначе можно оказаться в последних рядах и ничего не увидеть. А билет на нормальные места на сколоченных из досок трибунах стоит 20-30 долларов, что недоступно для большинства местных жителей. Там сидят иностранные туристы и предста вители ланкийской власти.

В девять вечера, когда на небе по является луна, со стороны храма доносится пушечный выстрел. Из темноты возникает шеренга мужчин в белых одеяниях, которые одновременно щелкают бычьими хлыстами, отгоняя злых духов. Впереди идет карлик.

Затем движутся люди на ходулях, жонглирующие горящими кокосами. Вслед за ними - знаменосцы со штандартами, на которых изображены покровительствующие верующим животные: львы, слоны, павлины. Начинают греметь барабаны, слышен пронзительный звук флейт. Появляются танцоры в сверкающих украшениях, браслетах и поясах, надетых на голое тело К их ступням привязаны бубенцы, а на головах колышутся уборы из перьев.

Наконец выступают слоны, украшенные горящими разноцветными лампочками, в расшитых золотом попонах, с серебряными наконечниками на бивнях. На спине первого лежит свиток из пальмовых листьев, где перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседает Главный махаут (начальник царских слоновников), держа в руках символ власти - серебряный багор. А на третьем, самом крупном слоне, под шелковым балдахином, в блестящем позолоченном ларце, покоится сам Зуб. С каждой ночью процессия становится все многочисленнее и красочнее, а самое эффектное зрелище приходится на ночь полной луны.

Шествие продолжается три часа, а по его окончании народ начинает плясать и запускать в небо фейерверки. Кстати, ни одного пьяного во время Перахеры встретить невозможно. Буддисты и так-то почти не пьют, а в эти дни продажа спиртного строжайше запрещена по всей стране. Даже в отеле, где проживают исключительно европейцы, трудно достать бутылочку пива. И правильно. Скопление множества людей в кромешной темноте, пиротехника и участие в процессии до сотни слонов таят большую опасность. Однажды случилась жуткая трагедия. Слон наступил на горящий фитиль и стал метаться, обезумев отболи. Люди бросились врассыпную. Солдаты открыли огонь на поражение, но попали в животное не сразу. Было много жертв. Причем слон сбил только двух человек, а остальные пострадали в давке, утонули в озере или попали под шальные пули. Впрочем, не следует и преувеличивать опасность. С тех пор во время Перахеры на каждом шагу дежурят полицейские, готовые в любой момент организовать эвакуацию.

На следующий день после главной церемонии происходит обряд "разрезания воды". На середину кандийского озера выплывают расписные челны, в которых сидят "капуралы" и жрецы -представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом своего воинственного бога рассекает озеро и погружает в него кувшин, черпая свежую воду. Считается, что она обладает магической силой. До следующей Перахеры кувшин будет храниться в храме, а через год воду выльют обратно и снова наполнят кувшин священной влагой.


В.Коваль