admin

Ферма

Экосистемы съедобных растений пермакультуры могут напоминать или не напоминать лес. Но в них всегда есть система связей, в которой то, что производит одно растение, служит нуждам другого. Это достигается продуманной организацией.

Полезную связь между растениями можно установить, если правильно расположить их относительно друг друга.Поэтому пермакультура прежде всего является системой организации.

Ее цель — использовать организующую силу человеческого разума для замены мускульной силы или энергии природного топлива. Благодаря тому, что пермакультура старается создать естественную экосистему и также отказывается от использования химических удобрений и генномодифицированных организмов, то она удовлетворяет основным принципам органического сельского хозяйства. Поэтому большинство фермеров занимающихся пермакультурой имеют также сертификаторганического хозяйства.

На ферме

Нужны ли нам фермы?

Этот вопрос может показаться нелепым, ведь он предполагает, что наши примыкающие к дому огородики и небольшие садовые участки могут полностью обеспечить нас едой и одеждой.

Но это в действительности так.

Огороды — гораздо продуктивнее ферм.

Исследования показывают, что средняя урожайность овощей с каждого квадратного метра личного участка — в три с половиной раза превосходит среднюю урожайность на ферме, так как, чем меньше участок, тем больше внимания можно ему уделить.

А если вдобавок применить законы пермакультуры, особенно касающиеся ярусности и многообразия видов произведённой продукции, то плодородие земли повысится ещё больше.

Современная ориентация на крупные механизированные фермы, где только 3% населения непосредственно работает на земле, возможна, лишь благодаря дотациям на льготные оптовые закупки природного топлива.

И как бы ни было неясно будущее, одно понятно уже сейчас: дальше так продолжаться не может.

С точки зрения сторонников пермакультуры, в будущем гораздо большее число людей должно обеспечивать себя хотя бы некоторыми видами продуктов.

Одни обеспечат себя полностью и будут дополнительно работать для удовлетворения других потребностей, другие станут выращивать и продавать излишки, третьи не будут выращивать вообще ничего.

Нет такой схемы, которая бы угодила всем.

Но никому не придётся долго и нудно работать, чтобы добыть кусок хлеба, поскольку пермакультура заменяет тяжкий труд организацией.

Это позволит вернуть большинству земель, занятых сейчас под сельское хозяйство, их первоначальный статус, а именно: возродить леса.

Они дадут нам стройматериалы и другую продукцию, часть лесных массивов останется вообще нетронутой, но, благодаря ей, мы будем иметь постоянный запас чистой воды, становящейся, в современном мире, всё большей редкостью.

Запас воды в лесной почве уменьшает вероятность засух и наводнений.

Даже в местах с сухим климатом, благодаря лесам, идут дожди.

Со временем это будет приобретать всё большее значение, так как парниковый эффект сказывается на нашем климате самым непредсказуемым образом.

Немаловажно и то, что леса накапливают чистую воду, в отличие от сельского хозяйства, неизбежно загрязняющего окружающую среду.

Но переход к программе пермакультуры — вопрос не одного дня.

Он станет возможным только тогда, когда достаточно большое число людей перейдёт к более щадящему, по отношению к природе, образу жизни.

Поэтому, ещё какое-то время основные продукты питания будут поступать с ферм, и мы можем многое сделать для того, чтобы они работали эффективнее и без ущерба для природы.

Планировка фермы

Понятия зоны и сектора применимы не только к садовому участку, но и к масштабу фермы, хотя, в этом случае, мы будем иметь дело не с отдельным деревом, а с целым лесным участком.

Соблюдая зональность, лучше, если лес будет достаточно далеко от усадьбы, ведь за ним не надо присматривать так тщательно, как за всем, остальным, а, с точки зрения разбивки на сектора, можно планировать размещение леса так, чтобы использовать его, как защиту от ветра.

Также нужно принять во внимание понятие склона, т.е., вертикальную планировку.

Это повлияет на местоположение леса, если на территории фермы есть крутые склоны.

Все они должны быть засажены деревьями для защиты от эрозии.

Это — проблема не только тропиков, как часто думают: и в гористых районах нашей страны многие пастбища на склонах подвергаются разрушению.

Вертикальную планировку следует проводить с учётом ландшафта, а не вопреки ему.

Низкие затапливаемые участки лучше отвести под луг, а не под пашню, на которой последствия наводнения скажутся сильнее.

Постройки можно разместить на пологом склоне, лучше на южном.

Тогда они окажутся выше тех участков, которые наиболее часто подвергаются заморозкам, но ниже открытых участков на вершине холма.

Воду можно хранить не там, где она используется, а выше.

Тем самым, мы исключим или сократим необходимость проведения энергоёмких работ по осушению земель, отоплению дома и подаче воды наверх.

Две британские фермы

Предлагаемые пермакультурой системы могут быть организованы для производства растительной, растительно-молочной и мясной пищи, выбор зависит от человека.

Безусловно, та жестокость, которая практикуется на больших фермах, абсолютно неприемлема.

Но содержание на ферме животных даёт и определённые экологические, преимущества.

Помимо очевидной пользы, которую они приносят почве, животные могут использовать то, что мы бы не стали или не сумели использовать.

Уже приводился пример цыплят, собирающих упавшие зёрна на пшеничном поле, другой пример — травоядное животное, пасущееся на землях, непригодных для выращивания зерновых.

С другой стороны, животноводство имеет и отрицательные стороны, так как если кормить животных зерном, то большая его часть уходит на их содержание.

В результате, мы едим только 10% произведённого пищевого продукта.

В Британии уже есть несколько фермеров, использующих принципы пермакультуры в животноводстве.

Один из них — Брюс Маршалл, разводящий овец на Пентландских холмах, в Шотландии.

Он сумел извлечь пользу из биологических ресурсов — дождевых червей.

Почва на его участке была типичной малоплодородной почвой холмов, кислой и болотистой.

Традиционный подход к её улучшению включал бы в себя прокладку пластмассовых дренажных труб, пахоту, засев, внесение извести и химических удобрений, которые следовало бы регулярно применять и в будущем.

Это — очень дорогостоящий подход, требующий больших материальных затрат, и, возможно, на этой земле он не дал бы ощутимых результатов.

Вместо этого, он выбрал экономичную программу, в соответствии с которой вносил в землю фосфат, чтобы восполнить недостаток его в почве, и известь, чтобы уменьшить кислотность, пока почва не стала пригодной для выращивания клевера и поддержания жизни червей.

Потом, на уже заросшие травой участки он подсеял клевер, прижившийся среди других растений.

И, наконец, накопал червей на более плодородной почве долины и перенёс их на территорию холма.

Клевер, усваивая азот из воздуха, даёт тот азот, который иначе мы бы получили из химических удобрений, а черви снижают кислотность и настолько улучшают структуру почвы, что отпадает необходимость осушительных работ.

Прелесть такой системы в том, что, для того, чтобы она заработала, нужны лишь небольшие материальные затраты, а с того момента, как она начинает действовать, вообще никаких дополнительных вложений не требуется.

В результате, производительность фермы увеличилась более, чем в два раза.

Артур Холлинз — фермер из Шропшира.

Он возродил «фоггадж» — традиционный метод кормления крупного рогатого скота и овец.

Этот метод резко сокращает объём тяжёлых работ на животноводческой ферме, поскольку не надо заготавливать силос и сено, удобрять землю, возить навоз, пахать и сеять.

Сохранить корм для скота на зиму очень просто: в конце лета или осенью нужно отгородить от животных часть территории, где, за это время, накопится запас свежей травы.

Эта трава и носит название «фоггадж», а, так как в ней высокопроцентное содержание кормовых культур, она будет питательна и вкусна всю зиму.

Хотя это звучит неправдоподобно, такая система работает и уже в течение десятилетий приносит доход Артуру и его семье.

Присмотр за скотом и пастбищем — работа, требующая сноровки, но не трудоёмкая.

Для выполнения всего объёма работ, достаточно одного трактора, раз в год срезающего чертополох.

При такой системе, полученная энергия во много раз превосходит затраченную.

Использование деревьев на ферме

Хотя Брюс Маршалл и посадил на своих землях местные породы деревьев, ни он, ни Артур Холлинз ещё не перешли к выращиванию деревьев, служащих пищей для скота.

Листва многих деревьев — питательный корм для крупного рогатого скота и овец, причём, её хватает и в разгар лета, когда с травой бывают перебои.

Деревья можно посадить по краю участка по типу «живой изгороди» или прямо на пастбище, как это делается в парковых зонах и традиционных фруктовых садах.

Проекты должны разрабатываться индивидуально, с учётом специфики каждой фермы.

Если правильно выбрать расстояние между деревьями и их расположение, то урожай травы не пострадает, а корм окажется прямо под рукой, и вы сэкономите расходы на транспорт.

К тому же, животные получат укрытие, а земля, когда опадут листья — дополнительные удобрения.

Можно сажать строевой лес и фруктовые деревья, но лучше всего — те породы, которые дают разную продукцию.

Примером может служить ясень, дающий корм, стройматериалы и дрова, всё очень качественное, и при этом, он почти не закрывает доступ солнца к посаженным под ним растениям.

Такое сочетание трав и деревьев создаёт очень простую систему фуража, похожую на систему кормления кур.

Это — ещё один пример того, как использовать ярусность и намного увеличить урожай.

Фермер, идущий по интенсивному химическому пути ведения хозяйства, широко использующий технику и удобрения, на этом же участке земли травы вырастил бы больше, но совокупной продукции — меньше.

Умелая организация снимает потребность в энергии природного топлива.

Съедобные многолетние растения

Многолетние — это, безусловно, лучший вариант для пермакультуры.

При посадке их не требуется перекапывать почву.

На пахоту уходит очень много энергии, а почва подвергается эрозии и, что ещё хуже, переворачивая пласты и подвергая их воздействию солнечных лучей, мы уничтожаем множество микроорганизмов, поддерживающих плодородие.

А чтобы возродить это плодородие после пахоты, требуется большой труд.

Даже при выращивании однолетних культур, пермакультура, по возможности, отдаёт предпочтение методу невспахивания, при котором земля не обрабатывается ни плугом, ни лопатой.

Помимо возможности выращивать многие фрукты, Британия обладает хорошими условиями для выращивания каштанов, грецких орехов и лещины.

Если усилия, которые веками тратились на уход за однолетними культурами (например, зерновыми), потратить на эти деревья, то урожай будет гораздо больше урожая однолетних.

Валовой сбор с них и так уже почти одинаков, а питательная ценность орехов намного выше зерновых, особенно, по содержанию белка.

Сейчас можно достать улучшенные сорта орехов, в частности, грецких, и уже ведётся экспериментальная работа по выращива­нию полезных человеку деревьев на пахотных землях, подобно вышеописанному выращиванию их на пастбищах.

Выращивание зерновых

Тем не менее, мы питаем пристрастие к зерновым, и они ещё долго будут занимать в нашем рационе одно из ведущих мест.

Метод, предлагаемый пермакультурой для выращивания однолетних зерновых, основан на новаторской работе японского фермера Масанобу Фукуока.

Суть метода — в создании условий, максимально приближённых к естественным.

Пахота не применяется, поскольку, при правильных условиях, семена превосходно прорастают и на поверхности.

Здесь также наблюдается значительное разнообразие растений: ниже зерновых, у земли, растёт клевер, дающий азот; сорняки считаются частью этой экосистемы.

Их периодически срезают и оставляют лежать на земле, чтобы содержащиеся в них питательные вещества вернулись обратно в почву.

В определённое время года, на поле с зерновыми выпускают уток, чтобы они съели слизняков и других вредителей.

Земля — всегда укрыта.

Наряду с клевером и сорняками, в качестве мульчи, используется солома, оставшаяся от предыдущего урожая, а сбор созревших зерновых производится уже после засева новых.

При посеве, семена разбрасывают прямо среди растущей культуры.

Семян требуется гораздо меньше, чем при традиционном способе выращивания, при этом, растений получается тоже меньше, но они — сильнее и крупнее.

В Японии по методу Фукуока выращивают такие же урожаи, как и при использовании химикатов, и уже многое сделано для того, чтобы приспособить этот метод к условиям Европы.

Сфера его применения — небольшие участки, поскольку это — один из тех методов, при которых внимание к мелочам исключает тяжёлый труд.

Всю необходимую работу легко можно сделать вручную.

Этот метод не пригоден для производства огромного количества зерновых, которые выращиваются сегодня в нашем механизированном мире, при широком использовании техники.

Но, большая часть такого зерна идёт на корм скоту, который можно кормить гораздо эффективнее, применяя описанную выше систему разных видов кормов.

Сами же люди потребляют зерна очень немного, и это количество вполне можно вырастить по методу Фукуока.

Существуют методы, занимающие серединное положение между традиционным методом и методом Фукуока: зерно засевается в многолетний покров клевера или смешанный травяной покров, без перепахивания, но, с применением техники.

Возможность работать по такой переходной технологии — очень важна, так как сразу перейти от одной крайности к другой — очень сложно.

Вода на фермах

Наиболее пренебрегаемый ресурс на наших фермах — это, конечно, вода.

Вода продуцирует огромное количество белка, как в виде рыбы, так и, учитывая пастбищные земли, в виде овец и крупного рогатого скота.

Есть также много съедобных или используемых по-иному растений, которые можно выращивать у кромки воды.

Пруды, реки, ручьи и озёра могут быть с большой, выгодой интегрированы в съедобную экосистему, и на каждой ферме есть места, где можно выкопать новые пруды.

Вода — очень выгодна, как источник возобновляемой энергии.

Есть удивительный инструмент — поршневая помпа.

Имея только две движущиеся части, она использует энергию течения для того, чтобы поднимать часть потока и аккумулировать его в цистерне или запруде, в более высокой части ландшафта.

Эта вода может использоваться для движения турбины и генерации электричества.

Солнечные и ветровые генераторы производят электричество только, когда светит солнце или дует ветер, и это электричество должно быть аккумулировано в дорогостоящих батареях, чтобы можно было им пользоваться в иное время.

Но вода — в подобной системе — может крутить турбину в любое время.

Это также идеальное расположение для снабжения водой каждого участка фермы, под воздействием сил гравитации.

Любая ферма, с помощью поршневой помпы, может использовать даже очень маленький поток, протекающий по её земле.

Он будет работать с энергией, которая, в ином случае, утечёт неиспользованной в море.