Свадебные диадема и тиара

Диадема, небольшая по размеру, выполненная из стразов или искусственных камней, соединённых в узор почти неразличимыми металлическими нитями - очень модное и красивое свадебное украшение.

В торжественные моменты люди в глубокой древности, подражая форме венков из натуральных листьев и цветов, придумали надевать сначала простой гладкий налобник - тонкая лента из драгоценного металла (вероятно, чтобы волосы на лоб не падали), которая потом превратилась в знак власти, достоинства и высокого происхождения (такие ленты носили жрецы и придворные при фараоне в древнем Египте).

Со временем налобник стал украшаться подвесками с драгоценностями и височными кольцами, изготовляться из составных частей, изменять форму и приобрел законченный вид - в качестве диадемы. При этом форма диадемы значительно варьировалась в зависимости от времени (Античность, Средневековье, Возрождение и Новое время) и места создания (Восток и Центральная Европа).

Сперва диадема была золотой, довольно тяжелой и богато убрана драгоценными камнями и жемчугом в форме обруча или полу обруча. Её надевали прямо на лоб, с целью скрыть край парика, который носили женщины в 17-18 вв. Затем, массивная диадема поменялась на металлические менее широкие круги, полу ободки и даже треть ободки. К началу 19в. диадема стала лёгкой и грациозной, выполненной из бриллиантов, бирюзы и опалов так, что конструктивная металлическая часть едва замечалась в украшении. Диадема надевалась выше лба, так что из-под неё видны были волосы, или даже большая часть причёски - так принято украшать голову и сегодня.

В ювелирной отделке диадем, мастера черпали своё вдохновение, заимствуя мотивы из растительного и животного мира. Для направления "барокко" характерны симметричные растительные мотивы, в виде букетов, колосьев и цветов, сочетающихся с бантами и струящимися лентами. Тогда как, в стиле "рококо" подчёркивается асимметрия в исполнении живописных бабочек и изящных перьев.

Вместе со временем "ампира" и его любовью ко всему античному пришёлся пик моды на диадемы, которые являлись главным элементом "парурес" - одновременно изготовленного гарнитура украшений (из диадемы, тиары, гребня, подвесок, драгоценных нитей-гирлянд на голову, ожерелья, серьги, браслетов и т.д.), и в избытке украшалась шлифованными и резными драгоценными камнями, мозаикой, инкрустациями из полудрагоценных камней и кораллов. Диадема с тех пор представляет собой изогнутую полумесяцем ленту из драгоценных (искусственных) камней, широкую в середине (часто с заострение), и сужающуюся по направлению к концам.

Ещё один популярный во времена Наполеона вид женских украшений на голову, родственный диадеме - тиара. Все словари предлагают следующее определение: тиара - первоначально головной убор древних персидских и древних восточных царей; теперь тройная корона папы, символ тройного владычества его, как наместника Христа на земле, как царя первосвященника и как царя-папы. Естественно тиара в качестве женского украшения несколько отличается от "тройной короны папы".

В Пушкинском музее проходила выставка уникальной коллекции тиар известной французской ювелирной фирмы Chaumet, и все желающие могли увидеть среди драгоценных экспонатов тиару, которую подарил Наполеон Марии-Луизе в день их свадьбы.