История драгоценностей

История драгоценностей восходит с самых ранних исторических времен; персам, иудеям, египтянам и другим народам древности были известны золотые украшения и драгоценные камни, такие как, например: опал, смарагд, карбункул и др. Трудно определить время появления моды на них, но есть такие данные: первый народ, появившийся на поприще всемирной истории (народ египетский), употреблял их в своей частной жизни; образцы их ювелирных изделий мы находим в гробницах на телах мумий, а также видим на фресках и других изображениях, встречаемых на стенах фивских и ассирийских зданий.

Несомненно, ювелирное дело и драгоценные камни процветают уже более чем четыре тысячи лет назад. В Библии пророки укоряют ветхозаветные народы за их любовь к роскоши и драгоценностям. То же самое говорят и древнейшие историки - Геродот, Теофраст, Страбон, Диодор и особенно Дионисий Периегета, который уже описывает нам драгоценные камни и ювелирное искусство.

Еще более подробное известие о драгоценных камнях и моде на них мы находим у Плиния; он приводит несколько примеров изумительной роскоши римлян и греков. Например, он рассказывает про жену Калигулы, которая приходила запросто в гости под тяжестью жемчугов и смарагдов на сумму в сорок миллионов сестерций. То же самое говорит он и про Аврелия, добавляя, что это был первый из императоров, который украсил свою голову драгоценной короной.

Но у римлян и греков были также и не царские короны, а и такие, которыми награждали победителей, триумфаторов, первых вступивщих на стену неприятельского города и т. д. Существовали и такие короны, которым приписывали сверхестественные качества; по словам греческих врачей Мнезифия и Калистрата, некоторые из корон избавляли и предохраняли их владельца от многих болезней. Здесь суеверие и воображение играли важную роль.

Роскошь и мода на драгоценности во времена древнего Рима доходили до изумительных пределов человеческой прихоти; громадные деньги, которыми располагала в свое время древняя аристократия времен республики и империи, давали им возможность тратить сотни тысяч на безделушки из золота и драгоценных камней.

Стеснительный закон Аппия, воспрещающий носить на себе более пол-унца золота в форме колец, ожерельев и т. п., был давно уже забыт. Великие знатные мужи отечества, консулы — даже такие строгие, как, например Марк Порций, известный под именем Катона, сочли за лучшее уступить римским щеголям легионерам и их дамам.

Римский солдат, нашедший в лагере персидского царя кожаный мешок жемчуга и высыпавший этот жемчуг, как вещь негодную, — сделался мифом.

Легионеры очень рано познакомились с ценностью золота и драгоценных камней — прежние тяжелые кираса, дротики были покинуты и заменены легкими драгоценными - из золота и серебра, со сверкающими вставками из дорогих драгоценных камней.

Кольца и перстни

Мода на кольца и перстни, как видим из Ветхого Завета, у иудеев была в большом ходу, а в древнем Риме перстень даже служил знаком отличия патриция от плебея. История говорит, что первые кольца были железные; потом появились золотые, с камнями и с инталиями и с камеями; потом мода даже стала отличать зимние кольца и перстни от летних.

Ювеналу очень не нравилась такая роскошь, и он в своей сатире к Криспину говорит: Криспин играет летними перстнями на потных своих пальцах и не может выносить тяжести других своих еще более огромных колец с драгоценными камнями. Этими словами он обозначает несусветную роскошь и, одновременно изнеженность Криспина, у которого кроме летних перстней были еще зимние, тяжести которых он не мог вынести летом. Но, как видно, и летние перстни Криспина были тоже так тяжелы от вставленных в них драгоценных камней, что от них потели руки.

Древние греки и римляне носили кольца на четвертом пальце левой руки, поэтому четвертый палец назывался у них перстневым (annularis). Они также утверждали, что из сердца выходят особенные сосуды, которые непосредственно идут к первому пальцу и сообщают ему сердцеукрепительное свойство. Но на наш взгляд, древние носили кольца на левой руке скорее всего просто из бережливости: правая рука чаще бывает в деле, и ювелирные камни изнашиваются на ней быстрее.

Плиний говорит, что галлы и бритты всегда носили кольца на втором пальце. Он же рассказывает о статуях богов с кольцами на указательном пальце.

Надо предполагать, что в древности на Руси тоже носились перстни. Естьм сведения, что в XIV и XV веках перстни назывались «жиковинами».

В духовной в. к. Димитрия ( U 1509) именем перстней обозначены жиковины «а перстней моих золотых: напалок да 14 жиковин с лалом и с яхонтцом и с берюзами и жемчужки и с перефтми (халцедон) и с плохим каменьем». Там же упомянуты «двадцать и три жиковины женских золоты с яхонтцы и с лалцы и с изумрудами и с жемчужки. Семнадцать жиковин золотых отказываемых своей дочери кн. Верейской в 1486 г.».

И. Е. Забелин предполагает, что жиковиною называлось кольцо с дорогим камнем, который был укреплен в гнезде какой либо цеплястой фигуры, охватывавшей его подобно лапкам жука. В XVII столетии при описании подобных перстней такой способ укрепления камней обозначался так: гнездо с алмазом в нохтях, или в нохтях яхонт синь к верху островат и т. п.

Серьги

Ушные серьги считались одним из любимых украшений у древних скифов, хазаров, финнов, норманнов и других племен. Святослав, сын Игоря, по сказаниям Льва Диакона, носил в одном ухе золотую серьгу, украшенную двумя жемчужинами и рубином. Генрих де Валуа, избранный на царство в 1574 году, тоже носил драгоценную жемчужину в правом ухе.

В XVI и XVII столетиях на Руси существовало много видов и сортов серег. Были серьги бубенчики (бусы дутые), серьги коточки (бусы литые), серьги лапки, серьги колты (колодкою), серьги запоны (запоном называлась бляшка в виде репья, у которой в средине ставился дорогой камень большого размера, а вокруг него насколько камней меньших или же несколько искор); серьги-орлички или орлики, называемые так по фигурам орлов, служивших привесками.

Обыкновенная длина серег была не менее двух дюймов, но были серьги и гораздо более. Сегодня такие представить сложно.

Браслеты, монисто, ожерелья

Под словами: зарукавья, запястья, обруча, на Руси в XV и XVI веках подразумевались браслеты.

Впрочем, в тесном смысле слова, запястья в то время означали обшлага у царских становых кафтанов, украшенных драгоценными каменьями.

Под словом же монисто в то время подразумевали ожерелье из бус, жемчуга, бечеты (гранатов) и т. п.

Предполагают, что слово монисто есть испорченное греческое «номисма»; т. е. золотой.

По материалам книги:

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ ИХ СВОЙСТВА, МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЕ.

ПЫЛЯЕВ М.И.