Таинственный гагат

Вероятно, ни один другой ювелирный камень не испытан столько превратностей судьбы, сколько их выпало на долю гагата.

Он имеет очень долгую, восходящую к глубокой древности историю применения человеком в качестве декоративного материала.

За тысячелетия использования в качестве драгоценного камня гагат снискал известность магического самоцвета, Который приносит удачу и ограждает от всякого зла. В Европе зенит его славы пришелся на XIX век, но в то же время гагат потерял свой магический ореол и прочно укрепилась его фатальная связь с траурным ритуалом. Судьба преследовала этот камень во всех странах, где его находили и использовали: периоды популярности сменялись периодами забвения.

Самые древние находки изделий из гагата датируются каменным веком (периодом между XV и XVI тысячелетиями до н.э.). Они были обнаружены в верховьях реки Дунай (талисман в виде личинки жука) и долине реки Брудер, на территории современной Германии (женская фигурка и ежик). Широко использовали гагат в бронзовом веке. Древние мастера обращали внимание на красивый блестящий материал, из которого можно было изготавливать амулеты. Вначале применяли куски гагата незатейливого вида, просверливая их и нанизывая на тесьму. Впоследствии выяснилось, что внешний вид камня можно улучшить путем полирования. При этом обнаружилась   способность   гагата   притягивать   к   себе   кусочки   мякины или соломы. Это электростатическое свойство, по-видимому, считалось настоящим волшебством и  придавало особую  ценность гагату как талисману и амулету, что положило начало его длительному успеху как магическому средству, приносящему удачу.

Перечень изделий из гагата, обнаруженных во вскрытых курганах бронзового века на территории Шотландии, достаточно велик.

Это изысканные ожерелья, состоящие из сотен бусин, разделительных пластин, украшенных точечной гравировкой, единичные бусины, пуговицы, серьги, кулоны, скользящие пояса. Украшения находили как возле женских, так и возле мужских скелетов.

Обнаруженные в Северном Дербшире две выработки гагата, относящиеся к началу бронзового века, позволяют понять, как в то время создавались украшения. На этих древних стоянках были найдены кремневые и каменные орудия, бронзовое стрекало, а также необработанные и слабо обработанные куски сланца и кеннельского угля.

Судя по всему, вначале гагат раскалывали вдоль плоскостей напластования, вероятно, с помощью кремневого ножа. Затем его разрезали на куски произвольной формы, которые подвергали обработке. Форму изделиям придавали, обрабатывая их на плоской поверхности песчаника, в котором со временем образовывались бороздки. От глубины последних в значительной мере зависела форма изделия. На заключительной стадии на куске кожи или овечьей шерсти производилась полировка гагатовым порошком, смешанным с топленым салом.

Как это бывает со всеми   ювелирными   изделиями, мода и здесь играла большую роль, и все же в отношении гагата ее характер уникален. Во многих  европейских  странах,  прежде всего в Англии, в моду вошли ритуальные изделия из гагата: кресты, распятия, четки,  траурные  украшения,  оклады   икон   и   цельные   резные иконостасы.  Связь  гагата  с траурными  церемониями,  с одной стороны, гарантировала ему неизменный спрос, а с другой - предопределила угасание интереса к нему.

В середине XIX века женские платья отличались особой пышностью, чему в значительной степени способствовало изобретение кринолина. Небольшие изделия были просто незаметны при таких фасонах, и поэтому легкий гагат великолепно подходил для изготовления крупных и объемных украшений. Броши до 15 см в длину, бусины диаметром в 4—5 см, чрезвычайно длинные серьги можно было носить без какого-либо дискомфорта. Носили не только отдельные крупные украшения, но и целые гарнитуры. На фотографиях тех лет обычно изображена дама, на которой можно видеть серьги, большую брошь, ожерелье и пару браслетов из гагата, что, однако, не выглядит грубым или безвкусным.

К концу века с изменением моды платья приобрели более мягкие линии. Уменьшились и размеры украшений. Легкие, ажурные, будто сотканные из света, украшения с бриллиантами вытеснили гагат и явились причиной гибели промысла.

Если во времена расцвета в 1870-1874 гг. в промысле было занято свыше 1000 человек, то к 1921 году - только сорок, а в 1936-м - пять; после второй мировой войны осталось всего три мастера. Когда умерли и они, викторианский промысел угас. И только в конце 70-х годов на гагат снова обратили внимание, но уже как на материал для недорогих украшений.

Золотой век гагата прошел, но и сегодня художественные сувениры из гагата привлекают внимание туристов в Англии, Франции, Испании, Китае и Вьетнаме.