Современная техника изготовления гемм

Сегодня мастера резчики по камню изготавливают камеи из нефрита, халцедона, топаза и других цветных камней с изображениями птиц, зверей и т. д. Выполнение гемм на агатах и других твердых камнях требует большого мастерства и вкуса. Также особое мастерство нужно при изготовлении крупных резных каменных изделий.

Профессиональный резчик камей использует широкий набор самых разнообразных рабочих инструментов, в том числе и рабочие головки с алмазами. Каждый инструмент сделан специально для прорезания определенной линии или углубления, причем головки одного вида могут иметь различные размеры.

По сравнению с изготовлением обычных резных изделий резьба камей требует гораздо большей точности, поэтому и инструмент должен быть более мелким, и вал меньшего размера (12–14 мм), и нужно иметь увеличительные стекла для визуального контроля.

На шпинедель лучше устанавливать подшипники скольжения, которые дают меньшую вибрацию при вращении. На одном конце вала очень тщательно делают резьбу для навинчиванию небольшого зажимного патрона, а на другом устанавливают кожаный круглый ремень. Шпиндель устанавливают на высоте около 150 мм, которая удобна для воздействия головки на камень с необходимой точностью и усилием. Между глазами и обрабатываемым материалом помещают увеличительное стекло с регулятором или набор наголовных луп, которые устанавливают в разных комбинациях.

Огромное значение для работы имеет яркий свет.

Для гравирования камей, как правило, применяют следующий инструмент:

  • медные головки, припаянные к стальным хвостовикам,
  • разнообразные гвозди, заточенные в соответствии с необходимыми контурами изделия
  • и другие инструменты.

Некоторые инструменты используют в сочетании с порошком карбида кремния.

Изготавливать медные головки можно из шлифованной проволоки диаметром от двух до трех миллиметров. Из проволоки нарезают куски около 50–60 мм, которые затачивают на конус. Затем из медного прутка нарезают пластинки толщиной 3–5 мм и распиливают их кубики. В каждом кубике нужно просверлить или пробить отверстие и плотно забить в него заостренный конец стального стержня.

Медные кубики снимают и вместе со стержнями покрывают флюсом для пайки серебряным припоем. Стержни нагревают на древесном угле специальной горелкой и на острые концы наносят серебряный припой.

Затем стержень пинцетом вставляют в отверстие медного кубика и нагревают, чтобы припой расплавился. После того, как кубик остынет, инструмент зажимают в патроне и медный конец обтачивают до нужной формы напильником. Далее на медных головках закрепляют алмазный порошок крупностью от 180 до 500 мкм, смешанный с вазелином. Смесь порошка с вазелином наносят на плоскую пластину, вырезанную из агата. Используя другую такую же пластину, прокатывают головку инструмента между ними, прикладывая значительные усилия, чтобы зерна алмаза вдавились в медь. На головках других форм алмазые зерна закрепляют, прижимая их при вращении к агатовой пластине, покрытой смесью алмазного порошка и вазелина.

Приемы резьбы камей

Приемы резьбы камей на твердых камнях схожи с приемами при изготовлении камей на раковинах.

Некоторые камеи изготавливают с помощью ультразвуковых станков. Зеркальное рельефное изображение рисунка, прижатое к заготовке из камня, колеблется с частотой ультразвука. К месту их соприкосновения подается вода с частичками абразива. Ультразвуковое колебание торца инструмента с негативным изображением камеи превращается в быстрые движения частичек абразива, разрыхляющих поверхность камня.

Постоянно посупающая вода удаляет разрушенный материал. На камне получается идеально точный рисунок камеи, при этом воспроизводятся такие тончайшие детали, как пряди волос, складки кожи и т.д.

Многие художники и мастера работают над созданием моделей для высокохудожественных прекрасных гемм.

  • 500 микрон=0.5мм - многовато для инструмента такого класса. 180 микрон - пожалуй максимальная верхняя граница. Визуальный контроль по нынешним временам лучше всего осуществлять с помощью бинокулярного микроскопа (например как у меня МБС - 9) Топаз, кстати, режется приятней агата, хотя и твёрже его. Самый сложный в резьбе - нефрит - очень вязкий. А вообще алмазный инструмент вращения (стоматологические боры в частности) решают почти все вопросы: под микроскопом хорошо видно как под воздействием алмазного бора и агат и топаз и рубин превращаются в каменный пух. Разницы в твёрдости алмаз практически не ощущает, ещё - бы: он твёрже рубина в 140 раз!

    Гость (Николай)
  • Да уж, помнить о том, что алмаз твёрже следующего по твёрдости камня в 140 раз как-то не получается! Первый - алмаз, дальше остальные, а что отрыв настолько силён, это ощущаешь, наверное, только обтачивая камни!
    Нефрит сложен в работе и удивительно, что украшения из него (с мелкими бусинами) стоят очень недорого. Их уже, наверное, не вручную обрабатывают, а автоматически?..

    admin
  • Станки для автоматического изготовления каменных шариков описаны в литературе по обработке камня. Это не очень сложное оборудование, изготовить которое по силам токарю средней квалификации. Приводом такого оборудования может служить настольный сверлильный станок. После операций обдирки и шлифовки шариков проще всего полировку выполнить в галтовочном барабане. Отверстия для нити по нынешним временам пробивают ультразвуком. Если дело поставлено на поток - себестоимость снижается. Непосредственное участие человека в процессе изготовления бусин невелико. И в этом случае не столь важно: будет - ли процесс обработки длиться 3 или 5 часов. Ну немного возрастёт расход электроэнергии, ну чуть дольше подождать.
    Иное дело - ручное изготовление камеи. Здесь вязкость нефрита ощущаешь всем организмом и привязан ты к процессу все 100 процентов времени. В настоящее время процесс изготовления камей тоже можно механизировать и даже автоматизировать, создавая при этом хорошие копии старинных или современных камей. Вопрос лишь в том, захочет - ли дама носить такую камею, когда увидит копии своей камеи на шеях десятка представительниц своего племени?

    Гость (Николай)
  • Думаю, захочет одеть даже копию, если она на настоящем камне, и если она красива. Носим же мы джинсы одинаковые...:-) А тут шансов увидеть точно такую камею так мало, что почти нет. Да и не думаю, что их можно десятками тысяч штамповать, всё равно штучные изделия получатся.

    admin
  • Кто возьмется изготовить гемму?

    Гость (Сергей)