Украшения женщины – красота мира

Из собрания Российского этнографического музея

c 10 октября по 28 декабря 2014 года
Калининград
Старинные украшения народов

Выставка экспонируется в Калининградском областном музее янтаря.

Женские украшения – один из наиболее ярких элементов традиционной культуры. Они выполняли важные знаковые функции: маркировали семейно-социальное положение, являлись сильным оберегом и магическим средством; показателем благосостояния семьи, отражали эстетические идеалы народа и были одним из устойчивых показателей самоидентификации человека. На выставке Украшения женщины – красота мира (из собрания Российского этнографического музея) представлены украшения разных народов России и сопредельных стран, которые проживали в определенных историко-этнографических областях. Комплексы украшений каждой области отличалась устойчивыми художественными традициями и своеобразными способами обработки материалов. В этом особенно ярко проявилась самобытность культуры этих народов. Хронология представленных предметов достаточно широка: от XVIII в. до первого десятилетия века нынешнего.

Украшения русских чрезвычайно разнообразны в зависимости от локальной традиции. Особой самобытностью обладали севернорусские ожерелья из рубленого перламутра, жемчуга, перламутровых плашек, металлических элементов со стеклянными вставками. В северной культуре бытовали нагрудные украшения типа манишки – языки, - выполненные преимущественно из красного штофа или кумача. Их украшали золотным шитьем, цветной фольгой, жемчугом, бусинами, бисером. В южнорусских и центральных губерниях были широко распространены разнообразные ожерелья и цепи из разноцветного бисера, стекляруса, шерстяных и золотных ниток. Нагрудные цепи из бисера разного плетения и конфигурации (плоские, круглые), называвшиеся гайтанами, часто имели подвеску в виде металлического креста или иконки. У русских повсеместно бытовали бусы из привозного разноцветного стекла, которые носили по несколько низок, а также из янтаря, наделенного в народном сознании магической защитной силой. В костюмном комплексе также широко были представлены серьги, кольца, браслеты ремесленной работы.

Украинцы, белорусы, молдаване при изготовлении украшений широко использовали природные и органические материалы (семена, плоды растений, раковины, кораллы). В Прикарпатье, Западных Карпатах, Подолье, и на территории Среднего Приднепровья девушки и молодые женщины изготавливали шейные и шейно-нагрудные украшения из бисера, который поступал из Чехии и Европейской России. Украинки Западного Подолья и Восточных Карпат носили стеклянные венецианские бусы, декорированные росписью, инкрустацией и позолотой. Разнообразием отличались женские шейно-нагрудные украшения, а также серьги, перстни, крестики, образки из металла, изготавлявшиеся мастерами – золотарями в Киевской, Полтавской, Черниговской, Екатеринославской, Харьковской губерниях.

Молдавские украшения также имели свою региональную специфику: на севере региона носили мониста из монет или металлических жетонов, на Левобережье отдавали предпочтение ожерельям из кораллов и перламутра. Ярким дополнением сдержанного по колориту костюма белорусских девушек и женщин являлись бусы из стекла или смальты.

Для финно-угорских и тюркских народов Поволжья характерно чрезвычайное разнообразие костюмных комплексов. Формообразующими элементами поволжских украшений становились кожа, холст, шерсть, а также бусины, бисер, кораллы, поделочные камни. Особо ценимым привозным товаром были раковины каури, получившие широкое распространение в регионе как в качестве денежной единицы, так и оберега. Металл (латунь, медь, олово, серебро, реже золото) использовался для производства цельных изделий (цепочек, колец, сережек, пряжек и проч.), а также их отдельных элементов – монет, бляшек, жетонов. Украшения изготавливались чаще всего домашним или кустарным способом; значительная часть производилась в ремесленных слободах крупных городов Поволжья, например, в Рыбной слободе Казанской губернии.

Комплекс шейно-нагрудных украшений и украшений для рук (браслетов, перстней), входивших в состав традиционного костюма финно-угорского (водь, ижоры, финны, эстонцы, вепсы, карелы, саамы) и балтского (латыши, литовцы) населения, формировался на протяжении многих столетий и составлял неразрывную связь с типом одежды. Наиболее широкое распространение имели металлические украшения. Они органично вписывались в традиционный костюм, меняясь вместе с ним, сохраняя при этом свое функциональное назначение. Это в первую очередь относится к фибулам-застежкам, которыми скрепляли разрез ворота одежды и наплечные покрывала. История их бытования уходит в глубь веков. Металлические украшения (фибулы) являлись средством сохранения и передачи традиции, поскольку были теснейшим образом связаны с этнической историей народа.

Традиция изготовления и ношения украшений у народов Сибири имела свои особенности, обусловленные историческим развитием каждого этноса, средой его обитания, этнокультурными контактами, мировоззренческими и эстетическими представлениями. Так, например, у бурят и якутов женщины носили литые, чеканные и гравированные головные, нагрудные, наспинные, поясные и ручные украшения. Тюрко-монгольские народы Южной Сибири (буряты, тувинцы, алтайцы, хакасы, тофалары) широко использовали кораллы, полудрагоценные камни, перламутр, раковины каури, российские и китайские монеты.

Хантыйские и мансийские женщины носили накосные, шейные и шейно-нагрудные бисерные украшения, выполненные в технике плетения и вышивки. Эвенки, эвены и долганы, для которых съемные украшения были не характерны, богато расшивали бисером парки, нагрудники, ноговицы и обувь. Основным женским украшением народов Амура и Дальнего Востока (нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, негидальцев, ороков, нивхов, айнов) были серьги в форме незамкнутого кольца с подвесками из бусин, нефритовых дисков и монет.

В женских украшениях народов Кавказа, несмотря на все их разнообразие, существовали и общие черты. Наибольшее распространение имели головные, шейно-нагрудные украшения, а также нашивки вдоль краев одежды, выполнявшие функцию оберега. На руки женщины надевали кольца и браслеты. Практически у всех народов Кавказа обязательным элементом праздничного костюма был серебряный (или имевший серебряную пряжку) пояс. Излюбленными ювелирными техниками в Армении и Азербайджане являлись филигрань и тиснение, на Северной Кавказе — чернь, в Дагестане - литье, чеканка, гравировка. В Дагестане и Азербайджане в женских украшениях часто встречаются монеты и монетовидные подвески. Декор украшений дополняли басонные изделия (шнуры, тесьма, кисти, бахрома), галунная лента (преимущественно на Северном Кавказе), вышивка (в Грузии и Армении); горские евреи широко использовали бисер и стеклянные бусины.

Излюбленными материалами для изготовления украшений у народов Средней Азии и Казахстана были серебро, золото, бронза, латунь, медь, олово. Мастера- ювелиры использовали драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, кораллы, цветные стекла. Производились домашним способом украшения из дерева, различных семян, плодов и косточек, с которыми была связана идея плодородия.

Таджикские и узбекские свадебные налобные подвески махи тилло (золотой месяц) в форме полумесяца – свидетельство бытования древнего культа небесных светил. Декор вышитого каракалпакского девичьего нагрудника дополнялся застежками и подвесками, также семантически связанными с культами луны, быка/барана, лягушки. Одним из реликтов древних представлений являлись амулеты-обереги разной формы, которые повсеместно входили в состав женского костюма. Широко бытовали металлические амулетницы, внутрь которых помещали свитки с молитвами из Корана.

Особую популярность имели украшения, выполненные из сочетаний различных материалов, соотношение которых определялось этническими или локальными традициями. Так, у таджиков и узбеков бытовали ожерелья из нескольких низок кораллов и серебряных пронизок. Сетчатые нагрудники из цветного бисера и бусы из многочисленных бисерных низок преобладали у полукочевых узбеков и горных таджиков. Шейное украшение в виде ленты разноцветного бисера с геометрическим рисунком было известно большинству народов региона.

Куратор выставки: Е.Л. Кубель.


Калининградский областной музей янтаря
Адрес:Калининградская область, г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1
Проезд:Tрамвай № 5, автобусы до ост. "Площадь Маршала Василевского"
Телефоны:(4012) 538-219
Сайт:www.ambermuseum.ru
EMail:office@ambermuseum.ru, info@ambermuseum.ru