Добыча янтаря

С древнейших времен янтарь просто собирали на пляжах и отмелях. По данным С. С. Савкевича, за три последних тысячелетия на побережье Балтики собрано около 60 тыс. тонн минерала. Свободный сбор продолжался до тех пор, пока в XIII веке Тевтонский орден не объявил янтарные залежи своей собственностью. Каждый, кто осмеливался нарушить монополию, подвергался жестокому наказанию по решению специальных "янтарных судов".

С XIV века получил распространение еще один способ добычи. Ловцы, вооруженные большими сачками на длинных шестах, заходили или заплывали на лодках в море и вылавливали водоросли с запутавшимися в них кусочками янтаря.

Первые упоминания о наземной добыче относятся к середине XVI века. На берегу моря копали ямы и, если в грунте оказывались зерна янтаря, рыхлили дно глубже, до появления грунтовых вод. И тогда кусочки самоцвета всплывали на поверхность. 

На суше янтарь обычно залегает в так называемой "голубой земле". Это порода с высоким содержанием минерала глауконита. Он и придает ей голубовато-серый оттенок. На Калининградском полуострове очень мощный пласт "голубой земли" залегает на глубине 10-60 м от поверхности земли.

В 1912 году в районе Пальмникена (современный поселок Янтарный) был заложен первый крупный карьер. Его эксплуатировали около 60 лет. Перед Второй мировой войной на этом месторождении добывали около 400 тонн янтаря-сырца в год. Перерабатывали его на Кенигсбергской янтарной мануфактуре и других предприятиях Восточной Пруссии.

Янтарь в Калининграде

Калининградский янтарный комбинат

В 1945 году, когда закончилась война, часть Восточной Пруссии вошла в состав СССР. нашим людям здесь пришлось осваивать совершенно незнакомое им янтарное производство. Сначала организовали мастерские, потом небольшой янтарный завод. Всему приходилось учиться с азов.

В 50-е годы здесь уже добывали в среднем 240 тонн, а в 80-90-е годы - около 700 тонн янтаря в год.

Добытая в карьере янтароносная порода поступает на обогатительную фабрику. Пульпу с "голубой землей" пропускают через систему решеток и дуговых сит. Очищенные от примесей кусочки самоцвета сортируются в зависимости от размеров на три класса. Самый крупный "поделочный" янтарь - для ювелирной промышленности. Кусочки поменьше очищают, размалывают в порошок и прессуют. Полученные таким образом янтарные пластины и стержни можно использовать как для изготовления украшений, так и в промышленности - для изоляторов различных типов. Самый загрязненный низкосортный янтарь пригоден лишь для химической переработки.

Калининградский музей янтаря

Это единственный в России музей, который был задуман как музей одного минерала - янтаря. Открыт в 1979 году. Расположен в своеобразной по планировке башне, построенной в середине XIX века и входившей в систему городских укреплений Кенигсберга.

Экспозиция музея по содержанию делится на две равнозначные части: естественно-научную и культурно-историческую. Благодаря близости Пальмникенского месторождения, в котором сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря, музею удалось собрать необычайно разнообразную коллекцию "солнечного камня": по весу, форме, цвету и степени прозрачности. Коллекция янтаря с различными животными и растительными включениями насчитывает около 2000 образцов.

В культурно-исторической части музея собраны украшения и предметы быта из янтаря от эпохи неолита до наших дней.

Особую ценность представляют оригинальные изделия XVII-XVIII веков - эпохи расцвета искусства обработки янтаря. Среди них - уникальные работы старых немецких мастеров, переданные музею Оружейной палатой Московского Кремля: церемониальная трость одного из русских патриархов, печатка с фигуркой лежащего льва, рукоять кортика, сделанная в виде головы птицы, декоративные тарелки, шкатулка, католическое распятие.

Многие интереснейшие работы из янтаря в музее представлены не подлинниками, а копиями и реконструкциями уникальных изделий из янтаря. Копии выполнены по заказу музея прекрасными петербургскими художниками А. Журавлевым, В. и Г. Ерцевыми, А. Ваниным, А. Крыловым и другими. Например, шахматы из собрания Эрмитажа, янтарные сосуды, мозаичные шкатулки.

Особое место в этом ряду занимают научные реконструкции фрагментов знаменитой Янтарной комнаты. Например, модель одной из панелей в 1/5 натуральной величины, которая стала первым опытом российских камнерезов по воссозданию утерянного или погибшего шедевра янтарного искусства XVIII века. Здесь же представлены орнаментальная композиция южной стены и три фрагмента нижней панели Янтарной комнаты, выполненные в натуральную величину.

Коллекция музея насчитывает более девяти тысяч экспонатов. Выставки из его фондов часто экспонируются в различных городах России, в странах СНГ, а также в Польше, Швеции, Японии.

Янтарные инклюзы (насекомые в янтаре)

Инклюзы, то есть включения насекомых или частиц растения в кусочки прозрачного янтаря, придают им неповторимую прелесть и потому особо ценятся. Еще римский поэт Марциал (I век) в своих знаменитых "Эпиграммах" восславил янтарные инклюзы (перевод М. В. Ломоносова):

В тополевой тени гуляя, муравей В прилипчивой смоле завяз ногой своей, Хотя он у людей был в жизнь свою презренный, По смерти, в янтаре, у них стал драгоценный...

Смола стала своеобразной ловушкой для многих обитателей "янтарного леса". Некоторых насекомых туда занесло порывами ветра, другие соблазнились блестящей поверхностью смолы, третьи были захвачены врасплох падающей с дерева каплей.

В некоторых случаях прозрачная толща янтаря сохранила даже иллюзию движения насекомых, словно лишь на мгновение прерванного. Например, паук, застигнутый врасплох вместе со своей жертвой - маленькой мушкой. Под микроскопом можно рассмотреть мельчайшие детали: глаза мухи, волоски на крыльях бабочки, рельефную спинку жука.

Настоящей сенсацией стала находка в 1997 году возле польского города Гданьска янтаря с застывшей в нем ящерицей. Сейчас это - экспонат варшавского Музея Земли.