Платья в восточном стиле

Восточная стилистика все более властно захватывает позиции на мировом модном рынке, не оставляя сомнений в своем серьезном влиянии на всю западную культуру. Японская культура привлекла европейцев еще в конце XIX века, когда после открытия страны экзотические наряды и роскошные узоры, создаваемые в стране самураев, стали достоянием западной цивилизации.

Сам крестный отец стиля "от кутюр" Чарльз Фредерик Ворт предлагал своим сиятельным клиенткам изысканные халаты и великолепные платья, стилизованные под наряды японских гейш. Огромный успех оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй" способствовал росту интереса европейской публики к загадочной культуре Японии и, как следствие, к взаимопроникновению двух столь различных модных концепций Востока и Запада. Пресса даже обвиняла едва зарождающуюся индустрию Высокой Моды, что последняя, подражая традициям японцев, уродует фигуру женщины, делая талию настолько тонкой, что в ней совершенно невозможно нормально двигаться и даже дышать.

Начало нового века ознаменовалось интересом западноевропейских модельеров к японскому кимоно. Простота, свободная драпировка, мягкие "дышащие" материалы делали кимоно одним из самых роскошных и экзотических приобретений в гардеробе любой модницы. Параллельно развивались и новые направления в искусстве (кубизм и футуризм), которые также вносили свою лепту в изменение формы женского тела. В коллекции любого значимого дизайнера того времени, начиная от Поля Пуарэ и заканчивая великой Коко Шанель, мы найдем образчики типично японского стиля. 

Однако лишь в начале 80-х годов ХХ века японская мода заявила о себе во весь голос. Это были уже не отдельные экзотические вкрапления, а мощное самостоятельное стилистическое направление, возглавлявшееся дизайнерами японского происхождения, которые предпочитали выставлять свои коллекции в Париже. Самые известные представители "японской модной волны": Кензо (завоевал популярность еще в 70-х годах), Ханае Мори, Иссеи Мияки, Реи Кавакубо и Йодзи Ямамото.

Yohji Yamamoto, весна-лето 2004 Асимметричность, простота, некоторая отстраненность от порядком надоевшего модного мэйнстрима, экзотичность вкупе с потрясающей практичностью и великолепным качеством - вот что определило огромную популярность творений японских мастеров у западного потребителя. Однако одновременно эти же качества позволили модным журналистам приклеить восточным модельерам ярлык экспериментализма и авангарда, и тут же, противореча самим себе, обвинить их в бездумном следовании западным образцам.

Однако в начале ХХI века даже самые яростные скептики не могли не признать то огромное влияние, которое оказали японские дизайнеры на развитие всей мировой модной индустрии. Не случайно показ коллекции "прет-а-порте" от Йодзи Ямамото на последней Неделе Высокой Моды произвел на публику гораздо большее впечатление, нежели все роскошные театральные наряды от кутюр, которые были продемонстрированы французскими кутюрье. Впервые представивший свою коллекцию "Y" в Париже в далеком 1981 году, Йодзи заслужил тогда самые едкие отзывы в модной печати. "Его наряды выглядят как последствия атомного взрыва", - написали в одном из крупных журналов. Бесформенные силуэты и черные тона, в то время как в моде господствовали яркие краски и элегантность, выглядели безумной авантюрой и… сделали имя Ямамото культовым.

Столь же культовый статус приобрела фирма с весьма многозначительным названием "Comme des Garcons", созданная Реи Кавакубо. Черные и серые мрачные тона, искажение пропорций, отсутствие некоторых деталей (например, костюм с одним рукавом), подушки на спине и на плечах, делавшие моделей настоящими горбуньями, дыры в платьях, и спортивные сапоги - такой представлялась японскому модельеру женщина будущего.

И она не ошиблась! Именно этот стиль стал господствующим в моде конца ХХ - начала ХХI века. Не верите? Посмотрите на молодых девушек, с удовольствием таскающих за спиной ультрамодные рюкзачки - не напоминает ли это вам те самые "горбатые" модели? Тяжелые ботинки (стиль милитари), порванные джинсы и нарочитое невнимание к своей одежде - именно этот облик наиболее популярен на улицах западных городов. Сильные независимые женщины не желают больше выставлять напоказ свои прелести, их стиль "под мальчика" полностью соответствует названию "Comme des Garcons", которое когда-то дала своему Дому Моды его основательница.

Yohji Yamamoto, весна-лето 2004 Цунами японского стиля захватило и французских дизайнеров. И вот уже Жан-Поль Готье создает коллекцию "Гейша в Лувре", вдохновляясь идеями традиционного кимоно. А его верная клиентка Мадонна с удовольствием демонстрирует столь необычный стиль на вручении премии Грэмми. Карл Лагерфельд в своем интервью признается, что внимательно наблюдает за творчеством Ямамото и Кавакубо, так как "только они могут соперничать с ним". Японская мода давно уже перестала быть экзотикой и стала частью модного мэйнстрима. Осталась ли она при этом национальной или все-таки приобрела черты общемирового культурного феномена? На этот вопрос ответит лишь время.

Инесса Хайдер

Фото отсюда.