Вечная красота направления ар-нуво

Можно сказать, что направление ар-нуво, став однажды модным, больше никогда не выходило из моды по-настоящему.

Этот короткий всплеск «чистого искусства», грубо прерванный страшной мировой войной, навсегда остался для художников, дизайнеров и модельеров чем-то вроде Золотого века — и чем дальше он уходил в прошлое, тем прекраснее и непорочнее становился его идеализированный образ.

Со временем массовая мода этого исторического периода (как и любая другая массовая мода, не чуравшаяся откровенного ширпотреба, а порой и дурновкусия) забылась, в истории остались только настоящие произведения искусства. Благодаря этой особенности тенденции и декоративные приемы, впервые появившиеся в Прекрасную эпоху, неизменно возникали в каждом последующем историческом периоде, иногда почти не претерпевая изменений, иногда трансформируясь почти до неузнаваемости.

Не стала исключением и современная мода. Многие дизайнеры, любящие игры с историей, задействуют в своих коллекциях приемы конца XIX — начала XX века. Корсет «помпадур», приподнимающий грудь, драпировка на ягодицах, огромные рукава-жиго, странные, ни на что не похожие фантастические цветы — все это часто обыгрывалось как склонными к эпатажу Жаном-Полем Готье и Вивьен Вествуд, так и более консервативными модельерами, чьи творения носят члены королевских семей.

Например, Филипп Трейси, знаменитый британский дизайнер шляп, создавший 36 головных уборов для приглашенных на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон гостей, часто использует в своем творчестве асимметричные композиции из искусственных цветов, бабочек, веток и листьев. Его шедевры напоминают не столько шляпки, сколько прихотливые украшения в стиле Рене Лалика, ювелира эпохи модерна.

Кстати, характерные плавные, часто асимметричные орнаменты и элементы декора с использованием цветочных и растительных мотивов — пожалуй, наиболее важное наследие модерна. От искушения использовать подобные узоры не удержался почти ни один модельер. Листья, цветы, стилизованные изображения растений в пастельных или же более насыщенных тонах, кружево с плавными асимметричными узорами, принты, словно скопированные с картин Альфонса Мухи и Густава Климта, в разное время в использовании этих мотивов были замечены Анна Суи, Christian Lacroix, Prada, Maison Margiela... Перечислять можно до бесконечности.

Одним из самых последовательных приверженцев стиля модерн считался Александр Маккуин, полностью посвятивший одну из коллекций (весна-лето 2007 года) Прекрасной эпохе. Его модели дефилировали по подиуму в нарядах, украшенных цветочными орнаментами, а иногда — практически целиком сшитых из искусственных цветов. Цветами были усыпаны также головные уборы и обувь, изготовленные для этой коллекции.

Когда кто-то из ошеломленных этим цветочным безумием модных критиков спросил дизайнера, чем его так уж привлекли цветы, Маккуин был краток. «Цветы умирают», — ответил он. Недолговечность и обреченность земной красоты, ставшая главной темой художников ар-нуво, пожалуй, ни в одной из современных интерпретаций не прозвучала столь откровенно.

Кружево, струящиеся ткани, цветочные орнаменты (в том числе и в виде аппликаций) и сложные цвета представлены в числе трендов летнего сезона 2016 года — и это невзирая на тенденцию к общему упрощению силуэта и отказу от обилия декоративных элементов.

Украшения на рубеже веков

На рубеже XIX—XX веков изменилось отношение к ювелирным украшениям — повседневные заколки, медальоны, броши все чаще выпускались большими тиражами и из недорогих материалов, даже не пытавшихся притворяться ценными. Алюминий, бронза, стекло не имитировали серебро или платину, золото или драгоценные камни, а оставались сами собой, ценность заключалась не в редкости или высокой стоимости изделия, а в соответствии модным тенденциям. Благодаря большим тиражам множество изделий этого исторического периода доступны и сегодня. Подлинную бронзовую брошь или, если повезет, серебряный медальон в стиле ар-нуво можно приобрести через соответствующие антикварные сайты не так уж и дорого. Несмотря на вековой возраст, эти вещицы великолепно сочетаются практически с любым современным нарядом, от джинсов до офисного костюма.

По материалам журнала История моды, ДеАгостини.

Выпуски серий ДеАгостини.