Развитие художественной обработки янтаря

Развитие художественной обработки янтаря в Калининградской области на рубеже XX-XXI веков.

История художественной обработки янтаря в посёлке Янтарный Калининградской обл. насчитывает очень маленький промежуток времени - чуть более 50 лет. После завершения второй мировой войны вместе с частью Восточной Пруссии Советский Союз приобрел и самое большое в мире Пальмникенское месторождение янтаря, собственных традиций обработки этого камня в СССР не существовало.

Первые годы местные власти даже надеялись найти применение янтарю в военной промышленности, а изготовление из стратегического сырья ювелирных изделий из янтаря считалось антигосударственной практикой.

Нормальному развитию янтарного промысла мешало и создание предприятия-монополиста - Калининградского янтарного комбината, который более сорока лет обладал исключительным правом не только на добычу, но и обработку янтаря. Поставленное на конвейерную основу изготовление янтарных украшений развивалось относительно стабильно лишь из-за крайней скудности отечественного рынка ювелирных изделий, отсутствию конкуренции иностранных фирм и невзыскательным вкусам среднего отечественного потребителя. Только так объясняется то, что на Янтарном комбинате одни и те же экземпляры продукции производились годами и десятилетиями, а тиражи отдельных украшений насчитывали миллионы штук. Одновременно с развитием массового производства в Калининградской области постепенно развивалась собственная школа ювелирной обработки янтаря. У её истоков стояли талантливые мастера, так или иначе связанные с Янтарным комбинатом.

Так как большая часть ювелиров переехало в бывшую Восточную Пруссию из Москвы, Ленинграда и других российских городов, их подход к янтарю первоначально полностью укладывался в рамки традиций русского ювелирного искусства. Даже в авторских работах янтарь очень долго был всего лишь более или менее значимой вставкой, простым "заместителем" яшмы, агата, малахита и других твердых камней, а основное значение уделялось металлическому обрамлению. Так получались украшения зрелищные, со сложной конструкцией, с применением таких ювелирных методик, как кольчужное плетение, чернение, выпиловка, филигрань, зернь и др.

Со временем местные художники изучали и воспринимали совсем другой метод, который применялся в Латвии и Литве, где камень с давних времён являлся камнем уникальным и практически не подвергался обработке. Прибалтийские ювелиры не стремились придать самородку какуюту форму, а лишь подчёркивали его природную красоту, почти всегда, сохраняя при этом естественные формы, рельеф, текстуру, а иногда и естественную окисленную корочку. Соединение этих двух методик можно считать наиболее примечательной чертой "калининградского" стиля. К сожалению, несколько художников, пусть и очень самобытных, были не способны на прямую соперничать с монополистом, а авторские изделия были лишь каплей в море по сравнению с массой низкосортной серийной продукции. К тому же на развитие янтарного промысла негативно повлияла некоторая изолированность местных ювелиров от общероссийского художественного процесса, не говоря уже о европейских и мировых традициях в ювелирном деле и дизайнерском искусстве. Наши умельцы десятилетиями обречены были находится в изоляции, а это не могло не привести к самоповторам, к нехватке новаторских идей, отставанию от современной ювелирной моды и завышенным самооценкам. Сегодня постоянно говорят о кризисе янтарной отрасли, который обычно связывают только с провальными экономическими реформами начала 1990-х годов. Однако важно признать и другое. Потенциал янтарного производства, заложенный еще в первые послевоенные годы, равно как и возможности развития авторского искусства на прежней основе, к началу перестройки были уже во многом исчерпаны.

Разразившийся кризис сбыта, небольшой спрос на украшения из янтаря, помимо собственно экономических причин, имели также и чисто художественное содержание. Начало рыночных отношений, открытие границ, экспансия на российский рынок вполне хорошей и сравнительно дешовой зарубежной бижутерии, в том числе польских и литовских фирм, - все эти новые тенденции со всей очевидностью обнаружили отставание местных мастеров и прямо-таки архаичный уровень массового янтарного производства. Вместе с тем сам кризис и уход от плановой социалистической системы хозяйствования создали предпосылки для кардинальной реорганизации российского янтарного дела. Более того, можно смело утверждать, что никогда ранее как социально-экономический, так и общий культурный фон не были столь благоприятными для развития янтарного дела в Калининградской области.