Город Воронеж

Географическое положение.

Город Воронеж расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины. В природном отношении город располагается на юге зоны среднерусской лесостепи. Воронеж раскинулся по обоим берегам реки Воронеж, в 12 км от её впадения в реку Дон.

Воронеж находится в 587 км юго-восточном направлении от Москвы.

Историческая справка.

Город Воронеж возник как деревянная крепость в 1586 (в 1590 сожжена) на р. Воронеж, по которой и был назван.

Река получила название по городу Воронеж, упоминаемому в летописи под 1147, но разрушенному во время монголо-татарского нашествия.

Ойконим (название, имя) Воронеж в Подонье был перенесён из Черниговского княжества, где он возник в 9 в. как притяжательное прилагательное от личного имени Воронег.

История упоминает о существовании первого поселения на месте города Воронежа еще в XIII веке, однако оно было разграблено и уничтожено монголотатарами. Как упоминалось выше, на этом месте в XVI веке была построена крепость, для охраны государства с юга от набегов кочевников. Крепость в основном была населена военными, население к началу XVII века достигло 6 тысяч.

Второе рождение город пережил в 1696 году года по приказу Петра I были сооружены верфи, на которых был построен первый русский флот - 23 галеры и 4 брандера, среди них 36-пушечный галеас Апостол Петр. В июле этот флот одержал свою первую победу под Азовом. С тех пор первый русский флот носит имя Азовского.

В 1696 в связи с подготовкой ко 2-му Азовскому походу по приказу Петра I в Воронеже начала строиться верфь. В 1697-98 сооружаются крепость и адмиралтейство. Судостроение повлекло за собой создание литейного завода, канатной, суконный фабрик и др.

С 1711 центр Азовской губернии, 1725 - Воронежской, с 1779 главный город Воронежского наместничества, с 1824 - Воронежской губернии.

При Петре I было построено, не считая мелких судов, 105 крупных многопушечных кораблей, 28 фрегатов, 13 бомбардирских судов, 9 брандеров, причем из них в Воронеже 69 крупных кораблей, 7 бомбардирских судов и все 9 брандеров. Таким образом в петровские времена Воронеж был самым крупным судостроительным городом.

Став центром российского кораблестроения, Воронеж превратился в крупный индустриальный город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мануфактуры и мастерские. Что позволило за три месяца (февраль - апрель) создать довольно крупный парусно-гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города, запечатленный в веках.

За полтора десятка лет город вырос, стал крупным населенным пунктом. Население города выросло в 4 раза и составило 40 ( по другим сведениям 60 ) тысяч человек. В ту пору далеко не каждый европейский город имел такое население.

Некоторое время Воронеж фактически играл роль столицы. И царь со двором, и центр важнейших событий - одно время располагался именно здесь. Иные европейские страны в Воронеже представлены не только дипломатами, но и капитанами, генералами, корабельными мастерами. Существовала, как и в Москве, немецкая (т.е. иностранная) слобода. Учреждена почтовая связь с Москвой, обновлена старинная дорога на Москву.

Корабельное дело, которое широко развернулось при правлении Петра Великого требовало больших затрат и жертв. Оно тяжким бременем легло на плечи крестьян, замученных налогами и разного рода повинностями. К Воронежскому адмилартейству в течении 1700-1709 годов были приписаны 25 городов. Люди не в силах были сносить тяжелый труд, поборы и издевательства. Начались поджоги верфей. Недовольство непосильной работой на строительстве флота стало одной из причин восстания, которое возглавил Кондратий Булавин. Оно захватило большую часть Воронежского края, многие населенные пункты Украины и Поволжья. Царь, послав карательные полки, жестоко подавил восстание.

После победной войны со Швецией и появления новой столицы Санкт-Петербурга, значение Воронежа упало. Последний раз царь посетил Воронеж в 1722 году. В 1725 году Воронеж стал центром Воронежской губернии.

В честь Петра Великого и той роли, которую он сыграл в становлении и развитии Воронежа в 1860 году в Петровском сквере был установлен памятник.

В 19 веке в городе развивались промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья (мельницы, салотопленные, маслодельные, мыловаренные, кожевенные заводы и др.), торговля хлебом, скотом, салом, шерстью. Поставляла Воронежская губерния свою продукцию и за рубеж.

Развитие Воронежа ускорилось с постройкой железных дорог, связавших город с Москвой (1868) и Ростовом-на-Дону (1871).

С 1928 Воронеж является центром Центральночернозёмной области, с 1934 - административным центром Воронежской области.

В Великую Отечественную войну в течение 6.5 месяцев линия фронта проходила по реке Воронеж. В результате непрерывных боёв город был сильно разрушен.

В настоящее время - Воронеж - город с населением 750 тысяч человек, важный хозяйственный и административный центр.

Архитектура, достопримечательности

В Воронеже сохранились единичные памятники архитектуры 17-19 вв.:

-колокольня бывшего Акатова монастыря (1620);

-Успенская церковь (1694-1702);

-Никольская церковь (1720, в традициях архитектуры 17 в.);

-Арсенал (1696), Воронежский дворец (18 в., барокко).