Успенский собор Княгинина монастыря

(г.Владимир, пос. Воровского)

Успенский собор расположен в северо-западной части Владимира. Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружен как главный храм монастыря, по-стройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III -Марии, дочери чешского князя Шварна. Мария Шварновна была матерью восьми сыновей и четырех дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричься в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина.

В отличие от белокаменных построек, этот памятник был сложен из тонкого плиткообразного кирпича -плинфы. Другим его отличием явилось значительное расширение центральной (подкупольной) части и сужение боковых. Можно думать, что это обстоятельство и недостаточное заглубление фундаментов послужили причиной разрушения собора. В начале XVI века на укрепленном старом фундаменте был сложен новый собор. Видимо, понимая причины разрушения древнего храма, мастера несколько раздвинули стены нового собора и укрепили все четыре угла двойными сводами. Верх собора был сложен в новых московских традициях, в виде двух ярусов килевидных кокошников, возвышающихся над закомарами, которые венчают стены. Как и древний храм, собор начала XVI века был окружен узкими галереями.

Успенский собор неоднократно реставрировался. В 1924-25 гг. под руководством архитектора П. Д. Барановского восстановлена глава, освобожденная от поздних надстроек. Затем памятник реставрировался в 1949 году, и, наконец, в 1959--60 гг. были проведены значительные реставрационные работы, вернувшие ему изначальные формы завершения. Работы проведены под руководством и по проекту архитектора И. А. Столетова.

Три расписанных перспективных портала ведут во внутрь собора, где сохранилась фресковая роспись 1647--1648 гг. работы московских художников с Марком Матвеевым во главе. Фрески написаны по каноническим сюжетам и отличаются интересными многофигурными композициями, декоративностью, красивым колоритом. На западной стене размещена композиция Страшного суда. Обычно в этом сюжете художник изображает две противоположные группы -праведников и грешников. В группе праведников -она направляется в рай -вместе со святителями, пророками, мучениками изображаются князья и цари. Для представителей простого народа «недостает места». Зато в числе грешников всегда изображаются простолюдины. В фресках Успенского собора все грешники представлены иностранцами. Фрески XVII века были записаны в 1867--69 гг. мастерами Мазуриным и Кузнецовым. Расчистка от записей фресок была предпринята после окончания Великой Отечественной войны и продолжалась в течение 1945 - 46 гг. Ее осуществляли реставраторы Е. А. Домбровская, И. В. Овчинников и другие.

Успенский собор был местом захоронения владимирских княгинь и княжен. В XIII веке здесь были погребены обе супруги Всеволода III -Мария Шварновна и Анна Васильевна, жена Александра Ярославича Невского -Александра Брячеславовна -и их дочь смоленская княгиня Евдокия.

Княгинин монастырь принадлежал в XVI--XVII вв. к числу крупных феодалов. Его владения славились богатством, а эксплуатация жестокостью.