Европеизация города Владимира

Исторический дух города неуловим, быть может, в целом, но конкретен в деталях. И понимаешь: не сбережем частностей, потеряем целое. Поэтому те страсти, которые горят сегодня по поводу того, каким быть историческому центру, весьма принципиальны. Или мы сохраним его неповторимость, или он утонет в безликом «евроремонте». Представляется, что здесь приемлем реставрационный метод, как, например, в Венеции. Там город законсервирован. Заново ничего не строится. Это категорически запрещено. Зато постоянно идет поддерживающий ремонт и реставрация. Поэтому там все -подлинное.

Став имуществом и предметом разного рода сделок, памятники во Владимире лишились действенной защиты со стороны государства. Их нынешние владельцы в основном временщики. Они арендуют здания. Цель их -быстро приспособить помещение и получить максимальную прибыль с каждого квадратного метра. Более же капитальные дела, каковыми являются реставрация и реконструкция, их совсем не интересуют. Поэтому бурная инициатива предпринимателей приняла определенную направленность: завлекающий вид снаружи и видимость изыска внутри. С улицы все ограничивается входом и витринными окнами, а в деловой части -маскировкой старых облезлых стен ультрасовременными облицовочными материалами.

Дом, раздраенный на части разными пользователями, нельзя реконструировать. Его нельзя даже отремонтировать в целом. Поэтому один фасад может краситься в разные цвета, далекие от исторической правды. Старые фигурные карнизы и наличники дверей и окон сбиваются. В стенах пробиваются новые проемы. Прямо с тротуара тянутся на верхние этажи новые металлические лестницы (владельцы нижних не разрешают проход «через себя»). В окна вставляются зеркальные стекла. И все это озаряется пышной рекламной иллюминацией. Наглухо заложены «торговыми точками» все проходные арки домов. Через них испокон веков жильцы проходили к себе во двор, а жители могли любоваться прекрасными загородными пейзажами и дышать чистым заклязьменским воздухом, не покидая центральную улицу.

Сегодня это уже проблематично. А завтра будет сложно увидеть и саму загородную панораму с ее изумительным ландшафтом. Архитекторы уже разработали проект грандиозного гидропарка, который предлагают разместить на Клязьме, напротив кремлевского холма и белокаменных храмов XII века. Очередная авантюра кому-то выгодна. И она уже бродит в умах ответственных работников.

«Евростиль» -поистине всемогущий стиль времени. Ему подвластными оказались даже архитектурные памятники, которые были отреставрированы еще до перестройки и сохраняли старый владимирский уют. Совершенно неузнаваемы ресторан «У Золотых ворот», «Чайная», «Кофейня», дом купца Васильева по улице Большой Московской.

Дух «европеизации» охватил буквально всех участников этого действия. Заказчикам евроремонт выгоден, и они вкладывают в него средства, чиновники его разрешают -казне тоже нужна скорая прибыль, а архитекторы проектируют, исполняя прямое желание заказчика. И круг замыкается. Ну а разные советы -архитектурные, градостроительные? Их много. Но все они ведомственные. И действующие лица там те же.

Опрос, проведенный недавно владимирским телевидением, показал, что четверть опрошенных жителей города уже не считают себя его патриотами. На трущобах и «евроремонте» выросло целое поколение молодежи.

И все-таки надежда увидеть свет остается. Рядом, на той же улице ведутся работы по реставрации и приспособлению целого комплекса памятников архитектуры XVIII-XIX веков под учреждения культуры и искусства. Еще раньше здесь, на небольшой Георгиевской улице, было восстановлено здание первой в городе аптеки. Рядом, в бывшем Георгиевском храме, разместился Центр хоровой музыки, а в рядом стоящем жилом доме -музыкальная школа. Совсем недавно из руин восстановили здание бывшей гауптвахты, где поместился Областной центр народного творчества. Заканчивается реставрация бывшего Дома губернатора на Б. Московской. Здесь обосновался Областной центр изобразительного искусства. А рядом, в бывшем доме купца Куликова, разместится скоро концертный зал Губернаторского симфонического оркестра. Весомая часть целого квартала стала блестящим образцом возрождения реставрационных традиций в городе.

Спонтанно, из чувства патриотизма историческая память начинает все-таки пробуждаться. В неприкосновенности сохранен облик двух бывших жилых домов XIX века -каменного с лепниной и деревянного с резьбой по улице Б. Нижегородской. В них расположилось представительство западногерманского города Эрлангена, с которым у Владимира тесные дружественные связи. На улице Гагарина, прилегающей к центральной, восстановлен старый полукаменный дом, в котором до революции проживал известный русский писатель Иван Шмелев. Внешний вид его сохранен полностью. Со двора же пристроен незаметный флигель. Он позволил увеличить площадь и приспособить разрушавшуюся постройку под Областной дом природы.

На другой улице, Никитской, идущей от Золотых ворот вниз, самодеятельные художники города отхлопотали совсем, казалось бы, неказистый рядовой дом, но сделали его настоящим памятником истории, сохранив все следы его долгой жизни. Возле же самих Золотых ворот акционерное общество «Владэнергосвязь», пригласив реставраторов, провело полную реконструкцию памятника архитектуры по Б. Московской. Восстановлен не только внешний облик особняка XVIII века, но сохранены и все подлинные фрагменты его интерьера.

Есть и другие примеры, и, как небольшие родники, питают они сегодня полноводную реку неповторимой самобытности Владимира. Да и жители его становятся все настойчивее в своих требованиях, чтобы любой проект, затрагивающий интересы старого города, выносился на широкое упреждающее общественное обсуждение. История, запечатленная в камне, есть достояние общества. И судьбу города надо решать всем миром. Так на Руси было всегда.