Баренц

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ БАРЕНЦА

За англичанами на поиски северо-восточного прохода двинулись голландцы. В июне 1594 г. из Голландии на север вышла экспедиция на трех кораблях и яхте с заданием “открыть удобный морской путь в царства Китайское и Синское, проходящий к северу от Норвегии, Московии и Татарии.

Одним кораблем командовал амстердамец Виллем Барентсзон (сын Барента), прославившийся под обычным у голландцев сокращенным отчеством Баренц - фамилии у него как у человека простого происхождения не было. Баренц повел свой корабль и яхту на северо-восток, с тем чтобы обогнуть с севера Новую Земю, за которой рассчитывал найти свободное ото льда море.

4 июля он увидел мыс, видимо, Сухой Нос, западный мыс Северного острова (73 47 с.ш., 53 45 в.д.). Продвигаясь на север Баренц открыл остров Адмиралтейства (вторично после русских) и прошел пролив, отделяющий его от Новой Земли.

29 июля Баренц открыл у 77 с.ш. “Крайний северный мыс Новой Земли, названный Ледяным” (мыс Карлсена), а 1 августа 1594 г. близ него - небольшие Оранские острова. “...Моряки не желали идти дальше. Поэтому ...он счел за лучшее... вернуться к другим кораблям, взяв курс к Вайгачу...” У Матвеева острова (69 28 с.ш.) флотилия соединилась. Баренц был удручен “поражением”, капитаны Най и Тетгалес ликовали.
В сентябре все суда вернулись в Голландию. Два “победителя” были встречены с триумфом и возглавили в 1595 г. большую экспедицию. Баренц в ней был главным штурманом и капитаном одного из кораблей. Голландцы вернулись на родину, ничего не добившись.


ВТОРИЧНОЕ ОТКРЫТИЕ ШПИЦБЕРГЕНА И СМЕРТЬ БАРЕНЦА

Амстердамский сенат снарядил два корабля, командирами которых были назначены Якоб Гемскерк и Ян Рейп. Баренца обошли, но он согласился пойти штурманом с Гемскерком.

Экспедиция двинулась в путь весной 1596 г. Рейп, вопреки мнению Баренца, настоял на северном направлении, чтобы войти в “Полярное море”, якобы свободное ото льдов. Неожиданно под 74 26 с.ш. открылся остров, у которого был убит белый медведь, поэтому его назвали “Медвежьим”. Через 4 дня голландцы пошли дальше, взяв курс на север, с уклоном к востоку. 19 июля близ 80 с.ш. голландцы увидели землю, принятую ими за часть Гренландии с множеством заостренных вершин, поэтому назвали ее Шпицберген. Через 3 дня после неудачной попытки пробиться сквозь льды на северо-запад, голландцы повернули к югу.

28 июня, обогнув мыс Фуглехуксен (“Птичий”), моряки проследили весь западный берег Земли Принца Карла и почти весь юго-западный берег Шпицбергена.

1 июля 1596 г. корабли вернулись к Медвежьему острову. Здесь начались разногласия. Баренц настаивал на поисках прохода к востоку от Шпицбергена. Гемскерк присоединился к мнению Баренца и корабли разделились. Баренц и Гемскерк двинулись прямо на восток и 17 июля подошли к Новой Земле у 73 20 с.ш., а затем повернули на север. В непрерывной борьбе со льдами они достигли 19 августа мыса Желания, а немного юго-восточнее - мыса Флиссингского (название дано Баренцем). Продвинуться дальше они не могли, а 26 августа 1596 г. остановились на зимовку в Ледяной Гавани. Почти все болели цингой, двое умерли. К середине 1597 г. перед отходом Баренц написал отчет о плавании и зимовке.

20 июня 1597 г. Баренц скончался. Его тело опустили в море, которое с 1853 г. начали называть Баренцевым.
В 1871 г. найдена изба Баренца и вещи зимовщиков, в 1876 г. - отчет, а в 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.