Работа менеджеров технопарков

Эффективность работы технопарка в огромной степени зависит от качества его менеджмента. Состояние последнего —больной вопрос для России. Директорами технопарков в основном становились люди, занимавшие до того административные посты в вузах (обычно это бывшие проректоры, деканы факультетов). У них есть опыт работы с людьми и хозяйственный опыт, но совершенно ясно, что мыслят они в категориях госзаказа и субсидий, но не в категориях бизнеса и самоокупаемости. Этого в их практике не было никогда. И перестроиться им очень трудно, почти невозможно.

Они ездят, конечно, за границу, но зачастую очень неэффективно используют возможность чему-то научиться. Возраст этих людей обычно превышает 50 лет, и поэтому обучение им трудно дается, даже при хорошем интеллекте. Большинство из них не владеет английским языком на достаточном уровне, а это обязательное условие для погружения в проблему. Работа с переводчиком и дорога, и не очень эффективна. Поэтому чаще всего они ездят на конференции, краткосрочные встречи на 1 — 2 недели. Что, конечно, тоже полезно, и какой-то эффект от этого есть. Но настоящими менеджерами такие люди, как правило, не становятся.

Понимая, что без квалифицированного менеджмента ничего не получится, наиболее дальновидные организаторы российских технопарков прежде всего занялись кадрами. По 2 — 3 специально отобранных человека было послано на длительные сроки (10 месяцев и более) на учебу в Великобританию, США.

Самое главное, что усвоили эти стажеры во время пребывания в иностранных технопарках, — это цель своей будущей деятельности: не выживать, а процветать. Они учились тому, как надо строить стиль административной работы, менеджмента, чтобы вся деятельность фирмы была сориентирована на эту главную цель.

Одним из наиболее существенных моментов в этом смысле является жесткость критериев, применяемых западными менеджерами для принятия решения о выборе проекта. В западных технопарках принято постоянно и скрупулезно следить за расходованием клиентами выделенных на проект средств. Администрации технопарка вовсе не все равно, откуда клиент возьмет средства для погашения выделенного кредита, — он должен заработать их своим реализованным проектом, а не прокруткой денег на стороне.

Последнее вполне возможно в наших условиях. Люди, взявшие кредит, могут в принципе не тратить его на необходимых специалистов и закупку аппаратуры, а при наличии некоторых предпринимательских навыков прокрутить его через банки или операции с ценными бумагами (кредит в технопарках дается обычно на очень льготных условиях). Они, конечно, вовремя вернут деньги, но не используют их при работе над своим проектом в технопарке. Поэтому святая обязанность администрации — следить, чтобы этого не происходило. Клиенты технопарка учатся решать не сегодняшние финансовые проблемы путем зарабатывания "коротких" денег, а приучаются ориентироваться на перспективу.

Если по ходу выполнения проекта выясняется, что надо сделать резкий поворот, то есть изменить содержание бизнес-плана (в hi-tech такая ситуация не редкость), этот шаг должен быть согласован с администрацией технопарка. Последняя также согласует продление контракта, если считает это целесообразным.

Бывает и наоборот — группа выполняет свою задачу раньше (был хороший задел, динамично работали). По условию контракта она может продолжать оставаться в технопарке с его чрезвычайно удобным сервисом и, к примеру, готовить задел для нового проекта. Такая возможность создает хороший стимул для клиентов ускорять выполнение договора.

Особая ценность такой "живой", а не книжной стажировки в том, чтобы усвоить правильный стиль управления, понять, что необходимо и достаточно для эффективной работы технопарка, а что избыточно, лишь увеличивает издержки, но не дает должной отдачи. На практике такие проблемы часто возникают.