Памятники и культура

Типичными памятниками земельчиских общин Нижнего Египта V тысячелетия до н. э. являются поселения расположившиеся по берегам Фаюмского озера. Жители фоюмских поселков разводили крупный и мелкий рогатый скот. Зерно хранили в ямах.

В Верхнем Египте приблизительно в то же время жили племена скотоводов-земледельцев, оставившие памятники тосийской культуры. Эти племена возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий рогатый скот и изготавливали сосуды из глины, в которых хранили свои запасы. На более высокой стадии развития находились тосийские племена культуры Бадори (конец Vначала IV тысячелетия до н. э.). Они разводили уже не только мелкий, но и крупный рогатый скот. Урожай ячменя и пшеницы хранили в закромах обмазанных глиной. Охота и рыбалка сохранили свое хозяйственное значение. Во второй половине четвертого тысячелетия в гейзейский период больших успехов достигло земледелие основанное на системе искусственного орошения.

Глинобитные дома свидетельствовали о прочности оседлости, сокращение в могилах оружия, окончательное вытеснение охоты скотоводством. Изменился характер и размер торговли, систематическая торговля принимает международный масштаб, появляются в Египте и привезенные вещи (например месопотамские цилиндрические печати). Происходят коренные изменения и в социальной культуре. Размеры могил позволяли понять, что в общинах уже ощущалась имущественное неравенство. Выделялись вожди погребавшиеся с роскошью. В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появлялись в результате военных столкновений между племенами и родами.

В условии низкого уровня производительных сил было невыгодно брать пленников. Создание продуктивного земледелия, дающего большие урожаи, в следствии чего появилась необходимость в рабочей силе, повысила ценность человеческого труда и дала возможность использовать труд пленников. Итак прежде всего рабов давали войны. Во второй половине IV тысячилетия до н. э. в Египте наметились контуры трех основных прослиек, прообраз трех основных классов древнеегипетского государства: господствующий слой, куда входили потомки родоплеменной знати, жречество, зажиточные общинники; члены земледельческих общин, основные производитель материальных благ древнего общества; прослойка рабов, пока весьма незначительная.

Образование социальных прослоек и формирование классов привели к появлению государства, которое должно было регулировать отношения между новыми социальными группами и зарождающимися классами, в интересах господствующего слоя. Первое государство возникло в пределах небольших областей (номов), которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резеденция вождя и святилище, почетаемого здесь божества. На территории Верхнего Египта в период нового царства насчитывалось 22 нома, в Нижнем Египте - 20 номов. В силу природных условий номы - древнейшие государственные образования стремились к объединению, в следствии чего появились более крупные царства.

Скорее всего объединение номов Верхнего Египта в одно царство и Нижнего Египта - в другое крупное царство произошло в IV тысячилетии до н. э. Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого цвета, а Нижнего - красного цвета. Некоторое время царства существовали рядом друг с другом и вели между собой войны. Но тенденция к объединению продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению Верхнего и Нижнего царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю долину от первого порога до среднеземноморского побережья. Раннее царство (XXXI XXIX в. в. до н. э.). Объединение Верхнего и Нижнего царств было революционным по своему значению в истории Древнего Египта.

В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной состемы, без которой невозможно существование продуктивного и земледельческого хозяйств. На смену постоянным внутриегипетским войнам, ослаблявшим страну, пришло политическое единство. Объединение Египта было достигнуто в результате множественных воин между Верхним и Нижним царствами.