Департамент

Конституция, принятая 3 сентября 1791 года (первая французская конституция), провозглашает в своей 1 статье:

«Королевствоединое и неделимое: его территория поделена на 83 департамента, каждый департаментна округа (дистрикты), каждый округна кантоны». Таково официальное «свидетельство о рождении департамента», но тогда он был всего лишь избирательным округом. Департамент, округ и кантоны были тогда лишь одним из условий и средств избрания Национального законодательного собрания.

Последние конституции не отводили департаменту никакой другой роли, и ему ещё долго придётся пребывать в этой роли избирательного округа.

В эпоху Июльской монархии пройдено два важных этапа:

Один из законов 1833 года признаёт выборность Генерального (департаментского) Совета.

Один из законов 1838 года признаёт департамент в качестве юридического лица.

Постепенно департаменту, даже в эпоху Второй империи, передаются важные прерогативы. Но только закон от 10 августа 1871 года даёт департаменту новый статус. Этот закон и сегодня остаётся базовым документом, определяющим устройство департамента, даже с учётом серьёзных изменений, внесённых в него законом о децентрализации от 2 марта 1982 года» Структура и функции местных коллективов во Франции. (II издание). С. 12..

Итак, «департаментосновная административная единица государства, это такжеполноправный местный коллектив по закону от 10 августа 1871 года, который ещё до официального появления III Республики в 1875 и закона о коммунах 1884 года наделил департамент этим статусом, подкреплённым век спустя законами о децентрализации» Дюран Э.В. «Местные органы власти во Франции». М., 1996. С. 50. .

Сейчас во Франции 99 департаментов, каждый со своим центральным городом и своим «Генеральным Советом».

Департамент как самоуправляющийся коллектив.
Компетенция департамента


«Передача полномочий в ходе децентрализации (прежде всего, законы от 2 марта 1982 года, 7 января и 22 июля 1983 года, 25 января 1985 года) расширили традиционные функции департамента, определённые в общих положениях о компетенции, направив их в большей степени на солидарность местных коллективов и выравнивание их ресурсов» Там же. С. 58.
.
«Итак, компетенция департамента включает следующие виды дел:
самостоятельное формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением бюджета (особо важные решения по финансам подлежат утверждению в специальном декрете центральной власти);
советом принимается исходный бюджет (первоначальные решения, подлежащие затем корректировке), а потом и дополнительный бюджет;
управление департаментским имуществом;
создание и управление публичными службами, установление их статуса и режима управления ими, который допускает прямое управление из департамента и делегированное управление по контракту с третьими лицами. Запрещено создавать публичные службы, конкурирующие с частными предприятиями, запрещено вмешиваться в административные дела, относящиеся к ведению государства;
заключение торговых сделок по обеспечению публичных служб;
оказание помощи предприятиям, испытывающим финансовые затруднения,
если это необходимо для защиты экономических и социальных интересов департаментов, а также создание и поддержание служб и предприятий, удовлетворяющих потребности населения, если по каким-либо причинам частные предприятия с этим не справляются;

К исключительным полномочиям относятся: строительство колледжей (средние и средние специальные учреждения) и управление ими; организация центральных библиотек и управление ими; организация перевозок школьников и транспортных средств для школьных нужд; организация междугороднего пассажирского транспорта; социальная и медицинская помощь малоимущим» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».
.
Избрание органов департамента.

Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений), председатель Генерального совета - «исполнительный орган» (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро). Как самоуправляющийся территориальный коллектив, департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются Правительством Франции, их число и конфигурация может изменяться в соответствии с количественным колебанием населения. Переделка кантонов происходит достаточно часто: 216 кантонов созданы с 1982 по 1992 годы, что увеличило их общее число до 3840. Цель создания кантонов - обеспечить избрание по одному генеральному советнику в Генеральный совет департамента. Генеральный советник представляет в совете не только население, пославшее его сюда, но и территорию в целом (французские эксперты говорят, что невозделанные земли требуют такой же преданности, как и асфальт перенаселенных городов).Член Генерального совета называется «генеральный советник» и избирается на 6 лет, а состав совета обновляется на половину раз в три года. Закон от 11 декабря 1990 года приостановил действия этой системы, чтобы в будущем, каждые 6 лет, выборы в кантонах и округах совпадали с департаментскими. «В этих целях мандат советников, избранных в 1985 году, был продлён ещё на год, до 1992-Конституционный совет своим решением от 6 декабря 1990 года утвердил это нарушение равенства сроков мандатов. Однако правительство и парламентское большинство в ноябре 1993 года вернулись к традиционной системе. «Новый» избирательный закон вводит противоположный временный режим: мандаты генеральных советников, избранных 20 и 27 марта 1994 года, продлены на один год до 2001 года (год муниципальных выборов). До этого, в 1998 году состоялись частичные кантональные выборы. После 1998 года был возвращён трёхлетний цикл обновления генеральных советов.

Каждая из этих систем имеет свои задачи: закон 1990 года был направлен на борьбу против отказа от участия в выборах путём объединения всех местных выборов; закон 1993 года стремится смягчить смену большинства в департаментах» Дюран Э.В. «Местные органы власти во Франции». М., 1996. С. 54. 

Голосовать на кантональных выборах можно с 18 лет, но генеральным советником может быть избран гражданин в возрасте 21 года, связанный с департаментом определенными обязательствами (либо проживает здесь, либо на 1 января года проведения выборов уплачивает здесь налоги, либо работает на одной из выборных должностей). Кантональные выборы происходят не по спискам, а по отдельным кандидатам, по мажоритарной системе в два тура. В первом туре избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство засчитанных (т.е. действительных) голосов, но не менее четверти от общего числа голосов зарегистрированных по кантону избирателей. Если в первом туре избрать генерального советника не удается, проводят второй тур, где достаточно набрать относительное большинство (но для прохождения во второй тур надо в первом собрать не менее 10% голосов зарегистрированных избирателей).

«Кодекс о выборах предусматривает случаи отказа в выборности и несовместимости, чтобы отстранить от выборов административных, военных и судебных чиновников, то есть лиц, контролирующих и распоряжающихся в департаменте. Закон допускает, чтобы одно и тоже лицо выставлялось на выборах сразу в нескольких кантонах.

Вид выборов часто подвергается критике из-за преобладания сельских кантонов над городскими или непостоянства понятия кантона, в частности, в крупных агломерациях. Выдвигаются, хотя и безуспешно, предложения голосовать списками» Дюран Э.В. «Местные органы власти во Франции». М., 1996. С. 55. .

«Генеральный советник не имеет заместителей, поэтому в случае смерти или отставки советника в соответствующем кантоне организуются новые выборы. Закон о статусе генеральных советников предусматривает выплату или вознаграждения, но тем не менее их работане оплачивается.

После того как состав генерального совета определён, происходят выборы председателя генерального совета (он называется «президентом»). Он выбирается на первом заседании и в данной процедуре должно участвовать не менее двух третей всех советников. Выборы проводятся абсолютным большинством голосов на срок в 3 года, до следующего частичного обновления. Если на двух турах голосования выборы не завершены, назначается третий тур, на котором достаточно относительного большинства. Нет необходимости участвовать в двух первых турах, чтобы выставить свою кандидатуру. Однако президент совета может переизбираться столько раз, сколько пожелают советники. Запрещается одновременно занимать пост председателя Генерального и Департаментского советов» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».

Прежде чем охарактеризовать функционирование органов департамента мне бы ещё хотелось описать выборы постоянной комиссии. «В отличие от департаментского исполнительного органа, состоящего только из председателя и его заместителей («Бюро»), «постоянная комиссия» генерального совета является новым органом, созданным по закону от 6 февраля 1992 года и получающим полномочия от выборной ассамблеи. Члены комиссии, число которых устанавливается генеральным советом (от 4 до 10), избираются на пропорциональных выборах по списку от наибольшей средней величины в порядке представления списков политическими группами. Эта норма обеспечивает справедливое представительство генерального совета в промежутках между его сессиями. Заместители председателя генерального совета избираются среди членов постоянной комиссии» Дюран Э.В. «Местные органы власти во Франции». М., 1996. С. 56. .

Задачи органов департамента.

За исключением первого заседания после своего обновления, генеральный совет собирается по инициативе его председателя не реже одного раза в три месяца либо по просьбе постоянной комиссии или трети его членов. «Через месяц после обновления своего состава, совет обязан принять регламент (который можно обжаловать через административный судзакон от 6 февраля 1992 года). Генеральный совет свободно может создавать комиссии из своих членов; комиссии по вопросам проведения сделок обязательно должны составляться на основе пропорционального представительства.

Решения генерального совета принимаются по правилу кворума: при наличии большинства избранных советников, причем в кворум не входят отсутствующие генеральные советники, уполномочившие присутствующих проголосовать за себя (один советник может представлять одного коллегу). Если с уходом советников с заседания число оставшихся оказывается ниже кворума, совет имеет право продолжать обсуждение вопроса, поставленного в момент ухода, принять решение, но не может приступить к обсуждению следующего вопроса повестки дня. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и подлежат юридическому контролю со стороны префекта департамента. Поскольку в департаменте может быть четное число кантонов, следовательно, и четное число генеральных советников, закон особо предусмотрел - решающим оказывается голос старейшины совета» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции»..

«Закон 1871 года отличал дела, по которым генеральный совет выносил решения, и дела, по которым он выражал своё мнение. Следует учесть, что теперь совет обладает общей компетенцией по всем делам департамента, закреплённой в статье 23 закона 1982 года.

Полномочия совета касаются, прежде всего, создания департаментских общественных служб, управления имуществом департамента и его бюджетом. В этой связи председатель генерального совета ежегодно отчитывается в специальном докладе о положении департамента, деятельности и финансировании служб и организаций, исполнении решений совета и финансах департамента. Этот отчёт обсуждается на заседании.

Бюджет департамента, базовый или дополнительный утверждается голосованием. Его форма аналогична муниципальному бюджету: делится на раздел функционирования и раздел инвестирования. Административный счёт также передаётся на одобрение генерального совета» Дюран Э.В. «Местные органы власти во Франции». М., 1996. С. 57. 

Что касается полномочий председателя генерального совета, то только ему «поручается управление» по закону от 2 марта 1982 года. Он может делегировать часть своих функций вице-председателям, избираемым из членов постоянной комиссии; в любой момент делегирование может быть отменено.

«Итак, основными функциями председателя департамента являются:

созыв заседаний генерального совета,

он готовит и исполняет решения генерального совета,

ставит на голосование бюджет и исполняет его в качестве распорядителя,

даёт распоряжения по расходам департамента, но не имеет права предписывать получение доходов,

Также, председатель управляет имуществом департамента в соответствии с особыми полицейскими полномочиями, в частности, в области регулирования движения.

Ещё председатель является руководителем служб департамента, но по мере необходимости он может возглавлять и децентрализованные службы государства.

Закон 1982 года предусматривает, что координация этих служб обеспечивается совместно председателем генерального совета и представителем государства в департаменте.

Постоянная комиссия, заменившая собой «бюро» после принятия закона от 6 февраля 1992 года, создаётся выборной ассамблеей и состоит из 4-10 вице-председателей и одного или нескольких прочих членов. Генеральный совет наделяет её функциями, делегируя любые полномочия, за исключением бюджетных.

В этом качестве её акты юридически приобретают форму голосования по делам, преданным председателям: разрешение на заключение контракта, понесение расхода и т.д.

Фактически постоянная комиссия заменяет генеральный совет в перерывах между сессиями. Она имеет право созывать совет на новую сессию» www.bninsk.com Глава IX. Часть II. «Муниципальные институты Франции».