Египет - страна фараонов

Фигурка фараона, представленная в Музее древностей в Луксоре.

Развитие египетской культуры, науки, религии и экономики на много тысячелетий вперед определила цивилизация, которая существовала в стране за несколько веков до нашей эры. Это было время правления фараонов. Египетский пантеон богов, включавший Осириса, Исиду, Амона-Ра и других, идея о божественном происхождении верховной власти, достижения в науке, строительстве и архитектуре можно и нужно рассматривать как прообраз средиземноморского социокультурного феномена, ведь, когда египтяне создавали их, в Европе был каменный век.

Ток ночью выглядят Каир, столица Египта, и мост через Нил.

Особое значение имеет египетская архитектура, которая в эпоху фараонов была возведена в ранг искусства. Трудно себе представить, как древние строители перемещали громадные каменные глыбы при помощи примитивной системы канатов и рычагов, ведь шкивы и лебедки появились значительно позже.

Тем  не  менее  свидетельство самоотверженного труда египетских строителей - великолепные храмы, дворцы, гробницы и пирамиды. Наиболее интересные памятники сохранились возле Каира и Луксора, в их числе Великий храм Амона-Ра, гробница Сененмута, храм Аменхотепа III, большой некрополь Долина царей и много других ценных с исторической точки зрения сооружений.

Особое значение имеет вскрытая археологическими раскопками возле Фив гробница фараона Тутанхамона. Сегодня находки из этого захоронения и из других аналогичных объектов представлены в Каирском египетском музее. Общее число экспонатов на стендах и в залах музея превышает 120 000 единиц, благодаря чему туристы имеют возможность получить представление о великой древней культуре предков нынешних жителей этой североафриканской страны.

Пирамиды и сфинкс.

В археологическом комплексе возле города Гизы возвышаются знаменитые на весь мир пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Здесь же древними строителями установлен величественный сфинкс. У этого божества голова фараона Хефрена и тело льва. Время, ветра и дожди ухудшили состояние этого памятника - первоначально тело было расписано красной сеткой, прорисованы черты лица, а немес имел желтые и синие полосы.

Суфийский танец - таней дервишей

Суфийский танец - таней дервишей.

Суфийский танец в Египте называют танцем дервишей, или сэма. Он представляет собой особую духовную практику, основанную на одном движении танцора - кружении вокруг своей оси. Зародилась сэма в Персии и позже была воспринята исламом, став неотъемлемой частью этой религии. Исполняют танец группой, в которую входят дервиши - монахи-мусульмане, бродяги, аскеты и бессеребренники. Каждый танцор кружится по часовой стрелке, его правая рука поднята, ладонь раскрыта небу, левая рука опущена, ее ладонь обращена к земле. Поза дервиша символизирует, что он, погружаясь в медитацию вращения, становится посредником между вечностью и бренностью, между небом и землей.

Танцор, находящийся в центре группы, олицетворяет солнце, остальные аллегорически воплощают другие планеты. Во время кружения дервиш не имеет права отрывать ногу от земли.

Несмотря на некоторое сходство с народными плясками, суфийский танец имеет исключительно духовное и даже мистическое значение, в полной мере понятное только арабским народам.

Сопровождает танец традиционная египетская музыка, которую исполняют на народных музыкальных инструментах. Иногда танцоры поют духовные стихи, по звучанию напоминающие молитвы. Завораживающее впечатление производит одежда танцоров - широкие тануры, юбки-солнца разных цветов. Первые дервиши танцоры были одеты в юбки из грубой овечьей шерсти.

По материалам журнала Куклы в костюмах народов мира. 9 выпуск - Египет.