Тетраэрд над землей инков – как это было...

Воздушный шар, который и шаром-то назвать нельзя, гигантский тетраэдр, который смахивал на пакет молока для Гулливера, с подвешенной к нему гондолой в форме тростниковой лодки стремительно пошел вверх.

В начале 80-х годов в Перу начался эксперимент, главной целью которого была проверка, мог ли человек летать над Землей более двух тысяч лет тому назад? Скажем, над пустыней Наска, местом расположения загадочных наземных линий и узоров, которые из-за их громадности можно рассмотреть лишь с высоты птичьего полета?

Достигнув высоты 200 метров, шар вдруг пошел на снижение. Не помогли и выброшенные опытными воздухоплавателями – англичанином Дж. Нотгом и американцем Д. Вудмэном – два стокилограммовых мешка с балластом. Гондола-лодка ткнулась в песок с такой силой, что воздухоплавателей буквально "выстрелило" из нее. Облегченный шар снова взмыл в поднебесье и благополучно приземлился лишь через 12 минут, пролетев за это время еще около трех километров.

Как оценить результаты эксперимента? По счастливой случайности, никто не пострадал. Аэростат, построенный по рисункам, обнаруженным на стенах древней гробницы индейцев, все-таки взлетел. Нотт – далеко не новичок в мире воздухоплавания (ему, например, принадлежит рекорд высоты подъема на воздушном шаре и многие другие достижения) – со свойственным англичанам юмором назвал этот полет действительно фантастическим. Однако не преминул добавить, что только из-под облаков воздухоплаватели смогли насладиться зрелищем причудливых фигур и линий пустыни Наска.

Приготовления к полету начались за несколько месяцев до его осуществления. По замыслу экспериментаторов, аэростат должен был стать точной копией конструкции, изображение которой было обнаружено на стене одной из гробниц Наски, построенной более двух тысяч лет тому назад. Именно этим и объясняется его странная форма – тетраэдр-четырехгранник имел высоту 10 м и сторону основания около 30 м. Сделан он был из материала, схожего с тканью, образцы которой опять-таки были извлечены из древних захоронений. Наконец, гондола в форме лодки была сплетена из тростника тоторы, которым и по сей день пользуются обитатели озера Титикака, индейцы племени урос.

При запуске аэростата экспериментаторы тоже постарались следовать той технологии, которая, по их мнению, могла использоваться в древности. Подъемную силу воздушному шару придали горячий воздух и дым, поступавшие от костра, разожженного в четырехметровом подземном туннеле.

Шар поднялся в воздух, но пробыл в полете недолго. Из этого факта можно сделать вывод, что древние жители Перу могли совершать подобные путешествия лишь в исключительных случаях, например во время больших празднеств, церемониальных процессий, религиозных обрядов... Уж слишком сложна процедура взлета для каждодневного пользования.

Но есть тогда доля правды в легенде о некоем человеке по имени Антакри, который летал над различными районами Туантинсуйо. Он поднимался в воздух для определения маршрута, которым должен был проследовать Тупак Инка Юпаманки – знаменитость того времени – во время своего путешествия в Полинезию.

В 1977 г. воздухоплаватель Дж. Вудмэн, размышляя о загадке изображений, обнаруженных в пустыне Наска, выдвинул такую гипотезу. Он предположил, что вся территория, где обнаружены загадочные изображения, некогда служила... аэродромом древних жителей этой страны. Они овладели искусством полетов значительно раньше, чем это можно было предположить.

Чтобы проверить свою догадку, Вудмэн объединил в рамках проекта "Наска" большую группу энтузиастов и, заручившись поддержкой международного общества исследователей, принялся отыскивать в библиотеках и прочих хранилищах древностей свидетельства в пользу данной гипотезы. И кое-что ему и его коллегам удалось обнаружить.

В частности, исследователи выяснили, что у родоначальников воздухоплавания, братьев Монгольфе, действительно были предшественники. Причем по крайней мере один из них был родом из Южной Америки! Это ранее упомянутый Бартоломеу ди Гусман.