Продолжение исследований Наска

Джеральд Хокинс

Десятки лет эта гипотеза разделялась большинством ученых во всем мире, пока ее проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс, автор монографии "Разгадка тайны Стоунхенджа". С помощью ЭВМ он блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж, загадочное циклопическое сооружение на равнине Солсбери (Англия) – не что иное, как... астрономическая обсерватория".

Применив ту же компьютерную программу, с поправкой на широту плато Наска, Дж. Хокинс убедился, что лишь неполных 20 процентов линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что же касается звезд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел... "Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря".

Применив ту же компьютерную программу, которая была использована при исследовании Стоунхенджа, с поправкой на широту плато Наска, Дж. Хокинс убедился, что лишь неполных 20 процентов линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что же касается звезд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел.

"Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря".

Желание увидеть в рисунках Наска древнюю обсерваторию и тем самым получить возможность систематизировать, упорядочить то, что сегодня представляется хаотично разбросанными изображениями, – понятно. Непонятно столь сильное огорчение Дж. Хокинса. Гипотеза не подтвердилась, однако культура Наска не стала от этого менее культурной, как не могла она стать и более культурной при положительном результате исследования. Таких словосочетаний сегодня в истории культуры не существует. Культура Наска была, есть и будет культурой Наска – индивидуальной и неповторимой, как и любая другая древняя культура.

Наиболее опасным заблуждением К.Леви-Строс считает формулу ложного эволюционизма, когда различные существующие состояния человеческих обществ толкуются как разные стадии, или шаги, единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели. Мы не можем, например, сравнивать Стоунхендж и рисунки Наска, исходя из посылок "получилось" и "не получилось". Это будут ложные, посторонние идеям обеих культур, посылки. И люди эпохи энеолита, и индейцы Наска не были знакомы с идеей прогресса. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась накоплением изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой.

Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, т.к. именно он первым обратил внимание на странную особенность рисунков Наска – все они были выполнены одной линией, которая нигде не пересекается...

Если бы Джеральд Хокинс заметил также, что линия, образующая рисунки, еще и не прерывается, а также обратил внимание на странные дополнительные линии, которые, будучи абсолютно чуждыми самому изображению, однако соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей метасистеме Наска, то он, возможно, пришел бы к тому же выводу, который сделал Киевский исследователь Валерий Иосифович Кратохвиль в конце семидесятых годов прошлого века.

Приглядимся к самим рисункам, напоминающим электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи); обратим внимание на линии подключения, где можно ясно увидеть параллельное и последовательное подсоединение рисунков, – и нам станет ясно, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким электролюминофором, т.е. веществом, способным ярко светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы...

Таким образом, "взлетно-посадочные полосы" выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров...

Впервые эта гипотеза была обнародована В. Кратахвилем еще в 1972 г., когда вышла в свет наша совместная с ныне покойным канд. философских наук Алексеем Андреевичем Братко-Кутинским статья "Загадка плато Наска" (журнал "Знания та праця", № 7, 1972г.).

Неприветливая Пампа Колорада хранит еще немало тайн, хотя в пользу аэрокосмического назначения всего комплекса могут свидетельствовать как спутниковые снимки Анд, на которых хорошо различимы рисунки Наска, так и заявление известного английского астронома Морриса Джессепа, где он сообщает, что сделанный "рисунок окрестностей кратера Аристарх на Луне напоминает гигантские странные геометрические рисунки у пустыне Наска в Перу...".

Эрих фон Деникен

Положение изменилось лишь после того, как к этой проблеме обратился швейцарец Эрих фон Деникен. Талантиливый популяризатор написал книгу и снял фильм "Воспоминания о будущем", рассчитанные на широкую аудиторию публики, и Наска сразу же оказалась в центре мирового внимания.

Эрих фон Деникен считает, что Наска могла служить местом заправки межпланетных кораблей, поскольку здесь зафиксирован выход неведомых энергий, когда засвечивается фотопленка и стрелка компаса “сходит с ума”. Исследователь исходил из гипотезы, что загадочные изображения Наски связаны с внеземными цивилизациями.

Если исходить из теории "пришельцев", которые могли бы с помощью совершенных летательных аппаратов сверху оценить дело своих рук, то им рисунки вроде бы ни к чему. Но равно непонятно, какую службу они могли бы сослужить древним жителям Анд.

Космическая теория вызывает немало возражений уже только потому, самым убедительным контраргументом является сам характер рисунков. Имея циклопические, неземные размеры, они, тем не менее, явно земные по происхождению –выполнены людьми, а не пришельцами с других планет.

Но и в этом случае возникает множество вопросов. Кто же эти неизвестные мастера, создавшие посреди пустыни гигантские изображения, которыми можно любоваться лишь поднявшись высоко над землей? С какой целью они это делали? Какие технические приемы должны были применять, чтобы не нарушить пропорций гигантской модели, охватить которую взглядом не могли? Короче – кто? зачем? как?

Многие считают, что, подобно большинству памятников старины, линии и рисунки Наска имели культовое значение. Однако любые ритуальные объекты по определению должны прежде всего воздействовать на чувства людей. А ведь загадочные изображения Наска с земли не воспринимаются.

Джим Вудмэн

В 1977 г. американец Джим Вудмэн выдвинул собственную оригинальную гипотезу. Версию об инопланетянах он решительно отбросил. По мнению Вудмэна, изображения создали древние жители этой страны. А поскольку увидеть их можно только с определенной высоты, значит, индейцы умели строить... воздушные шары. Они поднимались на них в воздух во время религиозных обрядов, и это позволяло им в полном объеме оценить магический смысл рисунков.

При поддержке международного общества исследователей Вудмэн основал и возглавил проект "Наска", объединивший большую группу энтузиастов. Их исторические изыскания выявили примечательный факт. Оказалось, что первыми в мире воздухоплавателями были отнюдь не братья Монгольфье. У французов, совершивших в 1783 г. знаменитый полет на воздушном шаре, был предшественник. Причем не откуда-нибудь, а именно из Южной Америки.

Воодушевленный тем, что один из первых воздухоплавателей был уроженцем Южной Америки, Джим Вудмэн соорудил такой же воздушный шар, на каком летал Бартоломеу. Американец, твердо уверовав в собственную теорию, решил проверить ее на практике. Принять участие в рискованном эксперименте согласился английский аэронавт Джулиан Нотт. Используя примитивную технику, сродни той, которой располагали местные индейцы, партнеры соорудили воздушный шар с корзиной. Наполнив свой аппарат горячим воздухом, Вудмэн и Нотт без помех поднялись на высоту в сотню метров и пролетели над плато Наска, постепенно сбрасывая балласт.

Однако воздух в шаре быстро охладился, и аэронавты спаслись чудом. Им удалось выпрыгнуть из стремительно опускавшегося "летательного аппарата", когда он был на трехметровой высоте.