Древнейшие города и гидросооружения культуры Наска


Вслед за Паракасом, очевидно, в середине 2 века до н. э., на сцену перуанской истории вступают индейцы культуры Наска. В отличие от своих предшественников они жили не на берегу моря, а в нескольких южноперуанских долинах. Главным центром этой цивилизации были долины рек Ика, Писко и Наска, примерно в 60-80 километрах от побережья Тихого океана, то есть южнее "полуострова мумий".

Насканцы были хорошими земледельцами. Однако производство сельскохозяйственной продукции зависело (значительно больше, чем некогда на северном побережье Перу) от воды. Тут ее было очень мало. В некоторых областях дожди почти совсем не выпадали, а реки, в долинах которых жили насканцы, высыхали порой на десять месяцев в году. И насканцы достаточно часто меняли место в поисках воды. Часто они находили ее под землей. Для того чтобы иметь воду под рукой для поливки полей, они строили большие резервуары, которые и сейчас, две тысячи лет спустя, служат жителям в Ахе, Копаре, Бисамбре и других южноамериканских оазисах.

Насканцы строили и наземные водопроводы, доставлявшие бесценную влагу прямо на поля. Рыли они и большие подземные акведуки, укрепляя их стены каменными блоками, а для потолков используя балки из стволов мескитового дерева (альгароба). Многие из насканских подземных водных тоннелей были открыты миру итальянским географом Антонио Раймонди. Он выяснил, что эти подземные каналы чрезвычайно длинны и многие имеют довольно большое поперечное сечение. Они настолько просторны, что в некоторые из них мог бы войти, не сгибаясь, человек среднего роста. Ученый обнаружил также особые углубления в земле (индейцы называют их "глазами"), через которые во многих местах можно было входить в канал для его очистки или ремонта. Через них же насканские тоннели и "дышали". Гидросооружения древних насканцев свидетельствуют о том, какое большое значение в их жизни имела вода. Борьба за воду, возможно, была главной причиной войн и завоеваний насканской империи.

Каналы Наски позволяли доставлять воду из горных рек на поля в периоды засухи. Их уникальность состоит не только в инженерном решении их прокладки. Эти акведуки были крытыми – во избежание большого испарения воды в зоне пустыни. Однако это были еще не все тайны странной культуры Наска.

Один из знатоков культуры Наска, директор перуанского Национального музея доктор Л. Г. Лумбреас, в связи с этим подчеркивает, что насканское общество постепенно утрачивало свой религиозный характер и больше "милитаризировалось".

В поздние периоды истории культуры Наска со следами ее представителей можно встретиться на уже большей территории, чем прежде. Археологические находки свидетельствуют, к примеру, что насканские воины позднего периода захватили большую часть территории южноперуанской долины реки Акари.

В этой долине, на самой окраине нынешнего города, носящего то же название, профессор-археолог Джон Хоуленд нашел развалины городища в километр длиной и полкилометра шириной, обнесенного каменными стенами. В верховьях реки Акари были обнаружены развалины других крепостей – Човаченто, Амато и Уарато. Открытие развалин нескольких городищ имеет большое значение, поскольку долгое время вообще не было известно о поселениях насканцев.

Города в долине реки Ика возникли вскоре после появления культуры Наска. В долине реки Акари они были построены в период завоевания этой территории насканцами. Но ни долина реки Ика, ни долина реки Акари не были место нахождением столицы насканского общества. Ныне уже не приходится сомневаться, что ею был большой город в долине реки Наска, на территории нынешней асьенды Кауачи.

Столицу насканцев называют по имени этой асьенды. Наряду с жилыми постройками в Кауачи были обнаружены и здания административного характера, а также строения, связанные с религиозным культом. В центре поселения возвышается так называемый "Большой храм" в виде пирамиды высотой 22 метра с несколькими ступенями. На вершине "храма", как и в древней Месоамерике, была расположена маленькая деревянная "часовенка". Сохранились в Кауачи и остатки "Большого дворца", очевидно резиденции "главы" этого южноперуанского государства. Город делился на шесть больших кварталов. Столица цивилизации Наска все еще ожидает более тщательного археологического исследования. Но уже и сейчас расчищенные жилые кварталы свидетельствуют о том, что это был красивый город, где жило несколько тысяч человек.

Некоторые ученые считают именно Кауачи а не Чавин первым настоящим городом в Перу. А деревянные колонны здешнего храма прекрасное топливо. В печах жителей долины Наска постепенно исчезает одна колонна Эскакерии за другой. В 1957 г., во время последней "переписи" насканских колонн, их осталось всего 47. Однако с той поры это количество явно уменьшилось. К счастью, колонны насканского святилища не превратились в золу к тому моменту, когда Эстакерию открыли ученые.