admin

Что делает растения счастливыми?

Новый подход к ландшафтному дизайну учитывает социальные потребности растений.

Новый подход к садоводству и ландшафтному дизайну

Плотный ковёр леса, многолетники... Мы все любим гулять на природе и восхищаться ею. Но мало кто задумывается, что растения — социальные существа, которые процветают, когда их много. И слова “многослойность” и “почвопокровные” здесь — вовсе не синонимы. Именно многослойность: вот ключ к успеху.

Многим из нас не хватает умения понять то, что растения пытаются сказать нам: посадите нас вместе в комбинации, потому что это может решить разные проблемы. Экологически выразительная эстетика имитирует природу, так нужно научиться имитировать по-настоящему. Это пригодится и в саду, и при выращивании комнатных растений.

Традиционный дизайн сада обычно изолирует растения друг от друга, представляя их как индивидуальные объекты в море мульчи, они словно живут каждый в своей одиночной камере. Но мы должны понимать, что растения — существа социальные. Наши садовые растения развиваются как члены различных социальных сетей. Если мы подумаем о том, как растут растения в дикой природе, это поможет нам понять, как сильно отличаются от природы наши сады. В дикой природе каждый квадратный сантиметр почвы покрыт мозаикой из переплетённых растений, но в наших садах мы организуем растения как отдельные объекты. Мы сажаем их в карцер.


Традиционный ландшафтный дизайн любит изолировать растения друг от друга, оставляя пространства голой мульчированной почвы... настоящий карцер для растений.

Так что если вам вдруг захотелось добавить сорняков в ваш сад, вы, возможно, двигаетесь в правильном направлении.

Для начала поищем голую почву. Она есть везде в наших садах. Рядом с кустами у нас часто бывают большие просторы голого грунта. А голая почва характеризуется невероятно высокими эксплуатационными расходами, требует многократного применения мульчи, гербицидов и постоянной прополки.

Альтернатива — зелёная мульча — растения. Она включает в себя широкий спектр травянистых растений почвенного покрова. Переплетение растений также может способствовать более обильному цветению растения в меньшем пространстве.

Грядёт большой сдвиг в садоводстве в ближайшие десятилетия — это будет переход от мышления о растениях как об отдельных объектах к представлению их в сообществах взаимосвязанных видов. Мы будем учиться создавать растительные сообщества: стилизованные версии естественных видов сообществ, адаптированных к нашим садам. Это не экологическая реставрация, это гибрид экологии и садоводства. Мы берём вдохновение от слоистой структуры в условиях дикой природы, но совмещаем его с дизайном садоводства. Это лучшее из обоих миров: функциональность и биологическое разнообразие в рамках экологического подхода, а также акцент на красоту, порядок и цвет, который нам дало традиционное садоводство. Можно сбалансировать разнообразие с удобочитаемостью сада, экологию и эстетику.

Когда вы посадите растения в сообщества, управлять вы будете сразу всем насаждением, а не каждым отдельным растением. Это довольно радикальный сдвиг. Мы будем делать гораздо меньше и получать больше.

У каждого растения есть определённое поведение — оно может хотеть оказаться рядом с другими растениями своего вида, или нет.

Одна из самых полезных идей на эту тему — немецкая идея общительности растений, разработанная Ричардом Хансеном и Фридрихом Шталем (Richard Hansen и Friedrich Stahl). Они определяют склонность растений к произрастанию в группах по шкале от 1 до 5. У растения может быть низкая общительность с растениями своего вида (например, это Panicum virgatum), или высокая (Epimedium, или Tiarella cordifolia — 4-ый уровень общительности; Carex pensylvanica и Packera aurea — 5-ый). Сажайте растения в соответствии с их уровнем общительности: растения нижних уровней (1 и 2) хорошо растут индивидуально или в небольших кластерах. Растения более высоких уровней (от 3 до 5) лучше растут в группах от 10 до 20 и более растений, все вместе, в плотной посадке.


Правильно сгруппированные растения лучше цветут на меньшей площади и растут гораздо более здоровыми.

Это звучит странно: ранжировать растения по шкале, но это полезно, потому что это информирует садовника, как сажать те или иные виды. Вот почему эхинацея (уровень 2), как правило, лучше растёт в разреженном виде. Она просто не предназначена для того, чтобы покрывать землю полностью! Но если вы высадите горсть эхинацеи в массе газона или луговых трав, разреженно, она будет отлично смотреться и хорошо расти.

В течение многих лет многие из нас пытаются собрать вместе большие травы, такие как декоративное просо, или вырастить густой сад флоксов (оба растения — уровня 1) и удивляются, почему получают мучнистую росу и другие проблемы. Но если вы встретите флоксы в дикой природе, на них никогда не будет плесени и болезненности. Флокс в природе растёт одиночно, получает хорошую циркуляцию воздуха. Точно так его нужно размещать и в саду.

Более разнообразная слоистая конструкция сада в итоге выглядит богаче, экологически вернее — и таким садом легче управлять. 

Но как выяснить, как правильно сочетать растения? Что рядом с чем сажать?

Очень мало книг сегодня говорят о том, как расположить растения, чтобы они хорошо росли вместе в экологической комбинации. Растения становятся устойчивыми системами, а не случайными объектами, но здесь ещё многое предстоит изучить.

Чтобы понять, что с чем сочетать, мы должны обратить внимание на форму растения. Форма часто указывает на место, где оно растёт в вертикальном слое растительного сообщества. Прямостоячие растения с низкими прикорневыми листьями (Eutrochium) и вертикальные колючие растения, такие как берграс (Нолина bigelovii), приспособились расти с помощью других растений. Горизонтально-раскидистые корневищные растения, такие как Пенсильвания осока (Carex pensylvanica) или земляника (Fragaria chiloensis) приспособились расти под другими растениями. 


Группировка растений по общительности: Foamflower (очень общительное растение 5-го уровня), оно доминирует, затем сажаем копытень и триллиум (уровни от 2 до 3) и несколько папоротников (более независимые, на уровне 1).

Идея многослойности заключается в том, что она дает садоводам гибкость. Нижние слои могут быть очень разнообразными: здесь есть много разных растений, покрывающих землю и обеспечивающих стабильность всей экосистемы. И разнообразие в этом слое не будет выглядеть неопрятно, ведь большинство этих растений оказываются под теми растениями, что повыше, поэтому вы даже их не увидите. Но они помогут всем остальным, которые растут над ними.

Если в вашем саду вы наблюдаете отдельно посаженные кусты, подумайте, что именно вы можете к ним добавить, чтобы заполнить пробелы. Eurybia divaricata может быть одним из таких растений. Верхние слои, с другой стороны, это и есть дизайн сада, именно они формируют ваше впечатление от посадки. Вы можете расположить их натуралистически, хаотично, или в аккуратные группы — какой стиль вам нравится, главное — не оставить их одинокими, а заполнить пространство другими растениями вокруг них. Это гибкость подхода к растениям настоящего понимающего садовода: порядок и чёткость верхних слоёв в сочетании с многообразием и функциональностью нижних.

Самое главное, что вы можете комбинировать эти слои с идеей общительности растений. Растения 1 и 2 уровня общительности, как правило, это высокие прямостоячие растения, которые вы используете в верхних слоях вашего сада, потому что они любят расти за счёт других, в их окружении. Растения уровней 3-5 тяготеют к нижнему произрастанию, здесь много приземных видов. Такие растения вы сажаете в качестве живой мульчи или хорошего компаньона для других. 

Конечно, вы не найдёте сегодня понятия “общительность” на этикетках растений. Так что вам придётся составлять план сада самостоятельно.

Что действительно полезно для понимания того, как растёт то или иное растение, так это его форма (как уже было сказано выше); корневая система (глубокие волокнистые корни, или неглубокие горизонтальные корни); продолжительность жизни; адаптация к стрессу и пересадке (быстро распространяющиеся, как монарда, или медленные, но устойчивые, как хоста). Это те факторы, которые объясняют, как те или иные растения будут расти в наших садах.

В основном садоводы могут учиться у самой природы, у своих растений, выходя на улицу и знакомясь с ними заново. Взгляните на их очертания, как они распространяются, посмотрите, что они пытаются сказать вам. Вы можете многому научиться!