Ароматные веночки

Ароматные веночки и шары разных размеров мастерят из проволочной сетки, заполняют мхом и украшают сушеными листьями, цветами и колосками.

Внутрь шаров и веночков помещают высушенные ароматические травы, и они становятся не только прекрасным украшением дома, но и постоянным источником аромата. 

 В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти. 

Настоящей школой рукоделия для девочек было плетение венков из полевых и луговых цветов. Навыки, приобретенные в работе с простыми природными материала ми, давали возможность в дальнейшем болеё успешно осваивать приемы вышивки, ткачества, вязания и плетения.

Рассказывая об играх крестьянских детей, Н.А. Некрасов нарисовал выразительные портреты двух девчушек:


Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
- Все беленький, желтенький,
бледно-лиловый,
Да изредка красный цветок... -

Из первой скорее всего в будущем выйдет непряха, то есть "не умеющая прясть". (Кстати, всем хорошо знакомое слово неряха произошло от слова непряха.) Из второй девчушки наверняка получится хорошая мастерица, ведь, судя по описанию, она сплела венок, имеющий довольно сложную композицию. По сути дела, плетение венка - это один из способов составления цветочного орнамента. При этом создается объемный узор, подчиненный определенному ритму. Цветы как элементы любого узора чередуются в нем в определенной последовательности.

Например: василек - ромашка, василек - ромашка. Но могут чередоваться и три элемента, скажем, василек - одуванчик - ромашка. В качестве дополнительных украшений часто используются сами листья и метелки злаковых трав. Постоянно чередующиеся элементы в орнаментике называют раппортом. Научиться плести венок, используя раппорт, не так уж и сложно. Значительно более трудные творческие задачи приходится решать при плетении венка с асимметричной композицией. Здесь нет той арифметической ясности, которая позволяет плести венок почти автоматически. Несколько десятков самых разнородных цветов и листьев нужно сплести друг с другом так, чтобы они образовали единую композицию. Умело сплетенный венок, в котором нельзя убрать хотя бы один лепесток, не нарушив композиционного равновесия, можно смело считать настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.

В обрядах и играх весенне-летнего цикла Венки служили обязательнымголовным украшением девушек. Так, в восточнославянском обряде "проводоврусалки" для ряженой "русалки" плели специальный Венокс добавлением крапивы или делали много Венков, падевая их ряженой наголову, шею, на руки, всю увешивая венками. Последующее уничтожениеэтих Венков (выбрасывание их на кладбище, в воду, в костер и т. п.)символизировало акт изгнания "русалки".

Венок из полевых цветов, украшавший голову девушки в летние праздники, стал со временем прообразом женского народного головного убора - венца. Во всех губерниях России бытовали венцы, имевшие свою форму и неповторимую декоративную отделку. Близки к венцам были и кокошники, украшавшиеся жемчугом и золотым шитьем. На некоторых венцах и кокошниках в сложном переплетении причудливых узоров угадываются контуры полевых цветов - васильков, ромашек, колокольчиков

Венки, сплетенные накануне Ива на Купалы, вешали на окна, двери, ворота и хозяйственные постройки. В доме венками украшали красный угол, где стояли иконы, стены и при толоки - брусья дверной коробки. Они должны были уберечь хозяина и его домочадцев от нечистой силы, болезней и всяческих других напастей.

Обычаи украшать венками дом отразились в декоративной росписи народной архитектуры. Там, где когда-то принято было вешать венки, появились их изображения, порой очень точно передающие каждый листок, каждый лепесток полевых и луговых цветов. Затем изображения стали носить более условный характер. Стилизованные орнаментальные композиции в виде венка стали излюбленными мотивами народной росписи. В архитектуре их чаще всего размещали с двух сторон оконных проемов. Венки нередко "вплетали" в красочные композиции печных и настенных росписей.

Чтобы молоко у коровы всегда было вкусным и питательным, на молочную посуду принято было надевать купальские венки. Они напоминали красочный растительный рельеф, созданный на керамических и деревянных сосудах рукой искусного мастера. Но венок из живых трав вскоре все же засыхает, и посуда теряет свою привлекательность. Венок, надетый в праздничные дни на посудину с молоком, навел, вероятно, народных художников на мысль украшать ее в зависимости от того материала, из какого она сделана, росписью, лепниной или резьбой. Сначала, видимо, орнаментальным венкам, изображенным на сосудах, придавалось лишь магическое значение, а затем стали обращать внимание и на его красоту. Примечательно, что в названии растительного орнамента, сплошным кольцом огибающего сосуд, осталось воспоминание о живых венках, надевавшихся на него при совершении народных обрядов. Такой орнамент и по сей день называют художники венцом. Венец вокруг сосуда, написанный или вылепленный, по-прежнему остается не только украшением, но и добрым оберегом, символом изобилия, хотя его древнее значение современными людьми почти забыто.

Подобным образом возникали в свое время в архитектуре орнаментальные венцы, украшая столбы и колонны . Нет сомнения, что им предшествовали венки из натуральных цветов и листьев. Во многих европейских странах существо вал некогда обычай украшать венками плодовые деревья. Считалось, что венки из купальских трав передают им свою животворящую силу, способствуют вызреванию крупных и сочных плодов.

В Белоруссии вбивают накануне Иванова дня по солнечном заходекол в землю; обкладывают его соломою и коноплем, а на самый верх тожекладут пук соломы, называемой Купалою; лишь только смеркнет, зажигают,солому, подбрасывают в этот костер березовых сучьев, и начинаютсяпотехи. В некоторых местах Белоруссий, с рассветом Иванова дня, выбравиз своей среды самую красивую девушку, подруги раздевают ее донага,опутывают с ног до головы венками и цветами, завязывают глаза и ведут влес, где она, получившая на этот раз прозвище "дзевко-купало", раздаетзаранее приготовленные венки, в то вымя как веселый хоровод движетсявокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой достался увядший венок, "той счастья-доли не бачить, жить у недоли".

ГАДАНИЕ НА ВЕНКАХ

В девичьих гаданиях особенно широко использовались венки, сплетенные в троицкие и купальские праздники. В некоторых местах венки для гаданий сплетали из четырех трав - медвежьего уха (коровяка), ивана-да-марьи, .лопуха и богородской травки (чабреца). Венки пускали по течению реки и наблюдали за тем, как они плывут, преодолевая порой различные препятствия. Тонущий венок был плохим предзнаменованием. В старинной песне Калужской губернии об этом пелось так:


Как на этой на долине,
На зеленой луговинке,
На мягкой траве лазоревой
Там девушки гуляли,
Со травы цветочки рвали.
Веночки плели.
На веночках девки гадали,
Веночки в речку побросали.
- Чей венок утонул?
Одна девка не смолчала,
Громким голосом кричала:
- Венок утонул -
Милый обманул.


Если же венок расплетался в крутых струях реки, вытягивался в цепочку или же рассыпался на отдельные цветы, хотя и не тонул, то в этом усматривался худший признак, как в известном стихотворении С. Есенина:


Зашумели над затоном тростники,
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик,
Расплела волна венок из повилик
Ах, не выйти в жены девушке весной
Запугал ее приметами лесной.