Карнавал в Рио-де-Жанейро

Исследователи бразильских культурных традиций считают, что начало карнавалу в Рио-де-Жанейро, да и во всей Бразилии положил пришедший из Португалии "Потешный день", когда все друг друга дурачили, обливали водой, обсыпали мукой или песком, пачкали мелом и углем. Позже этот день стал открывать карнавал. В 1900 году на карнавале впервые появились повозки, тогда еще запряженные лошадьми и быками. На них крестьяне привозили в город выращенные ими плоды и всячески демонстрировали свои успехи, а крестьянские девушки плясали и пели.

Понемногу сложилась современная форма карнавала: со школами самбы (первая из них появилась в 1928 году), ритуалом, расписанным по дням и часам, иерархией действующих лиц. Торжества начинаются в шесть вечера в субботу на самбадроме (стадионе, построенном специально для танцев) один за другим выступают школы самбы. Каждая показывает спектакль, к которому готовятся целый год и для которого специально пишутся сценарий, музыка, слова песен. Строгому жюри предстоит выбрать среди них победительницу. После парада участников веселье на улицах идет по нарастающей. Зажигательные ритмы самбы, не умолкающие ни на минуту, заставляют всех без исключения выделывать невероятные коленца, исторгая звуки, которые скорее можно назвать не песней, а выражением первобытной радости.

В ночь с понедельника на вторник происходит традиционный бал в Муниципальном театре, где собираются знать и гости-знаменитости. Впрочем, желающие попасть в обзор светской хроники могут за пару сотен долларов купить входной билет и веселиться до утра. Карнавал продолжается еще сутки, чтобы завершиться в пять утра в среду.

Если для сотен тысяч бразильцев, туристов и заезжих знаменитостей карнавал - развлечение, то для школ самбы он - главное событие года. Большая удача - попасть на ночные празднества школы-победительницы: там-то и начинаются настоящая оргия и разгул чувств. Впрочем, без протекции на вечеринку не попадешь.

В последние годы в Бразилии ведется острая полемика о том, а не возродить ли карнавалы, какими они были в прошлом - менее профессиональными и более целомудренными. Празд-ники в Рио все больше рассчитывают на богатых туристов, большинство из которых приезжает в Бразилию, чтобы, по их собственному признанию, развеяться и отдохнуть от жен. Участники карнавальных представлении, улавливающие запросы публики, становятся из года в год все более оголенными, а в постановках доминирует сексуальная тема.

Истинно народные празднества проходят вдали от туристических центров - в Салвадоре, Ресифи и Форта-лезе. Если в Рио карнавал - красивый, дорогой и насыщенный сексом спектакль для гостей страны, то в глубинке это подлинно народное гулянье. В нем участвуют и взрослые, и дети, а вместо фривольных сюжетов разыгрываются исторические сцены: завоевание Америки конкистадорами, спектакли на тему рабства. Взаимовлияние трех слившихся в Бразилии культур - европейской, индейской и африканской - там по-настоящему зримо. К тому же карнавал приобретает познавательный характер, не теряя своего веселья.