Экологическое образование

Сегодня множество монографий, учебников и учебных пособий, научных сборников, брошюр и статей, где рассматриваются экологические проблемы, включая газеты. Они не единодушны в понимании сути экологической науки. Иногда доходят до несуразицы, как сказано выше.

Классическое определение науки "Экология, это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой". До появления экологической науки, объектом естественных наук были материальные тела, формы движения, процессы и явления происходящие в природной среде. Впервые в качестве объекта исследования науки заявлены системные взаимоотношения.

Биологический энциклопедический словарь (БЭС, 1986) утверждает, что "...экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней: популяции, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы". Что тогда является объектом изучения самой биологической науки? Взаимоотношение предполагает наличие двух объектов: организмов и окружающей среды. Они изучаются разными науками (биологией и географией). Почему предпочтение должно отдаваться только одной науке?

В последние годы в связи с обострением экологических ситуаций в мире, возникает угроза и самому человеку, происходит быстрое расширение экологии. Вобрав в себя проблемы окружающей среды современная экология вторгается в науки о Земле, так как познание законов формирования природно - территориальных комплексов становится необходимостью для решения экологических проблем.

Для развития и процветания любого организма необходима определенная совокупность условий среды. Для полного понимания проблемы взаимоотношения необходимо тщательно изучить обе стороны, т.е. наряду с организмами и окружающую среду. Ведь окружающая среда разнокомпонентная, объемная и организмы приспосабливаются к каждому его компоненту. Значит они в подчиненном положении по отношению к окружающей среде.

Одной из основных причин возникновения отрицательных явлений во взаимоотношениях человеческого общества и природы является экологическая некомпетентность хозяйствующих субъектов и личностей. Примеры можно привести и из современной жизни нашей республики. У наших граждан не выработались еще экологическое мышление, осознание необходимости сохранения природы, экологическая культура. Для того, чтобы реально оценить результаты своей деятельности в обществе, прямо или косвенно влияющей на окружающую среду, человек должен быть в достаточной степени экологически образованным.

Экологическое образование и воспитание являются важнейшей государственной задачей и должна решаться по следующим основным этапам: начальное семейное воспитание, детские дошкольные учреждения, средняя школа, высшая школа.

На сегодняшний день в нашей республике задачи экологического образования на школьном и вузовском уровне в принципе решены. Элементы экологического воспитания внедрены в младших классах на уроках предметов "Родиноведение", "Естествознание". Многие законы и закономерности развития природных систем рассматриваются на уроках биологии и географии (VI - XI классы). Специальный раздел в школьном учебнике "Общая биология" посвящен основам экологии, и наконец, в 11 классе общеобразовательной школы введен курс "Основы геоэкологии". Программа курса составлена и утверждена МОиК КР еще в первой половине 90 - х годов. Учебник на государственном языке вышел в свет в 1999 году. Перевод на русский язык произведен и в данный момент находится в печати. На этом фоне удивляет позиция разработчиков "Концепции школьного экологического образования", изложенной на Республиканской научно - практической конференции "Экологическое образование для устойчивого развития Кыргызстана" (8-10 ноября 2000 г.), где утверждается, что в республике школьное экологическое образование настолько плохо, что "... в Столице Государства Бишкеке - только в 10 из 80 школ в учебные планы введен отдельный курс экологии". Если специалисты, школьные учителя и др. такого мнения, что говорить об основной части населения. По нашему мнению такая неосведомленность, результат отсутствия единой теоретической базы науки Экология, единой концепции школьного экологического образования.

В государственных образовательных стандартах подготовки специалистов высшей квалификации всех направлений присутствует дисциплина "Основы экологии". Приказом МОНиК КР № 192 от 7 июня 1996 г. утверждена типовая программа по данной дисциплине для гуманитарных, экономических сельскохозяйственных и технических направлений и специальностей, и ректорам ВУЗов рекомендовано обеспечить внедрение данной программы в соответствующие направления и специальности. Другой вопрос, как эта программа внедряется, в отсутствии соответствующего контроля! Лекции по данной дисциплине читают совершенно разные люди, с разным уровнем знаний, в том числе "специалисты" имеющие смутное представление о современной экологии.

Наряду с общей экологической подготовкой всех выпускиников ВУЗов, внедряется подготовка профессионалов. Так же с преподаванием курса "Основы экологии" студентам всех напрвлений и специальностей в нашей Республике ведется подготовка профессионалов - экологов по стандарту направления Е - II (511100) - экология и природопользование. При этом, лицензированы на подготовку экологов почти все ВУЗы Кыргызстана, без учета наличия специалистов, профиля высшего учебного заведения.

Например Ошский технологический университет, готовящий инженерно - технические кадры, готовит экологов не имея профилирующие кафедры, опираясь только на одного доктора биологических наук. Педагогический университет им. Арабаева в 2000 году принял студентов этого направления, при этом по не существующим специализациям, не имея ни государственного образовательного стандарта, ни утвержденного учебного плана.

Занимался образовательной деятельностью по направлению Е - II (511100) "Экология и природопользование" Сары - Агагский (Казахстан) Сельский Университет со своими филиалами в различных городах Кыргызстана. Экологов готовят: КГНУ, БГУ, Иссык-Кульский ГУ им. Тыныстанова,, Педагогический Университет им. Арабаева, ОшГУи еще ряд государственных и негосударственных ВУЗов. Во-первых, есть ли потребность в таком количестве экологов в Кыргызстане? Во-вторых, о каком качестве может идти речь, при такой всеобщей деятельности по подготовке экологов? Вряд ли такая "армия" экологов может улучшить экологическую грамотность населения. Это при условии, когда в системе Министерства экологии должности занимают чаще всего совсем не экологи по образованию.

Осмонов А.О. , к.г.н., профессор. Зав. кафедрой Физической географии факультета Географии и экологии. КГНУ