Социальная экология

Возникновение экологических проблем обусловлено прежде всего социально экономическими факторами и решаться эти проблемы должны не только исключительно техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде. Речь идет о формировании на этой основе нового менталитета экологически безопасного и устойчивого развития общества, когда общественное экологическое сознание как средство социального воздействия обеспечивает нормальное функционирования всех механизмов социального контроля и когда население будет осознано отдавать приоритет вопросам поддержания благоприятного состояния окружающей среды.

Приоритетность и законодательная основа экологического образования и просвещения населения определена Конституцией Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную о ее состоянии и на возмещение ущерба приносимого их здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42), а также поощрение деятельности способствующей экологическому благополучию (ст. 41).

В Российской Федерации с целью повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания (ст. 7). Проведение мероприятий в данном направлении входит в задачу системы управления в области охраны окружающей природной среды в тесном взаимодействии с системой образования.

В системе управления в области охраны окружающей природной среды выделяются две группы.

К первой группе относятся Правительство Российской Федерации (ст. 6) и специально уполномоченные государственные органы в лице координатора Госкомэкологии России (ст. 7)

Вторую группу составляют государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8) и органы местного самоуправления (ст. 10)

Сегодня в условиях происходящего социально - политического переустройства общества в России стала заметна тенденция к снижению уровня экологической культуры. На фоне негативных проявлений Экологической политики прошлых десятилетий наблюдается возникновение в сознании части населения потребительских мотивов в отношении к природе и природным ресурсам. Действия предпринимателей в достижении прибыли зачастую не согласовываются с экологическими интересами.

В целом различными формами получения образования, которыми в той или иной степени затрагиваются экологические аспекты, охвачено около 50 млн. человека, свыше тысячи общественных экологических организаций, ведущих большую просветительскую работу среди населения.

Для решения всего комплекса проблем экологического образования необходимы следующие меры:

I. Создание целостной национальной системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания, состоящей из федерального, отраслевого и регионального компонентов.

Создание системы управления экологическим образованием в Росссии на федеральном, межрегиональном, местном и отраслевом уровнях.

Создание организационной инфраструктуры систем экологического образования.

Создание сети центров по обеспечению организационно - технической и информационноправовой поддержки экологического образования населения.

Формирование сети межрегиональных базовых методологических центров экологического образования на основе имеющегося потенциала учреждений культуры и образования и общественных организаций

Создание системы государственно - общественного регулирования экологического образования населения.

Разработка системы контроля эффективности экологического образования населения.

Организация инновационного менеджмента в системе всеобщего непрерывного экологического образования населения.

Создание системы маркетинга эколого -образовательных услуг и научно - методической продукции.

II. Совершенствовании законодательных основ экологического образования населения

III. Разработка научно - педагогических обоснованной государственной стратегии развития экологического образования населения страны и программ ее реализации, осуществление которой возможно только при комплексном подходе на региональном и федеральном уровнях.

IV. Принятие организованных мер, направленных на создание эффективной инфраструктуры экологического образования, просвещения, воспитания.

V. Обработка механизмов взаимодействия и координации деятельности всех участников создания системы непрерывного экологического образования: учреждений образования и культуры, природохранных органов. Органов управления образованием, других учреждений исполнительной и законодательной власти, общественных формирований.

VI. Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения.

Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения.

Создание федерально -региональной и межрегиональной системы доступа населения к экологической информации.

Создание открытого экологического университета с участием средств массовой информации и телекоммуникации.

Создание федерального, межрегионального и региональных банков данных в области экологического образования населения.

VII. Научно-методическое обеспечение экологического образования.

1. Научные исследования в области содержания и методов экологического образования населения.

2. Разработка новых дидактических и интерактивных методов экологического образования населения.

3. Разработка новых педагогических методов и подходов в области экологического образования населения.

Разработка модели дистанционного (автономного) экологического образования и самообразования населения

VIII. Организация системы подготовки и переподготовки специалистов в области экологии и природопользования.

IX. Формирование экологического мировоззрения у разных слоев населения.

X. Государственная и общественная поддержка экологического образования и распространения экологической информации, в первую очередь, через целевое финансирование как из госбюджета, так и из внебюджетных источников.

XI. Международное сотрудничество в области экологического образования и населения.