Нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций на выставке в Эрмитаже

c 23 июля по 16 октября 2016 года

Санкт-Петербург

В Ротонде Зимнего дворца Государственного Эрмитажа вниманию посетителей представлена выставка, организованная при поддержке Отделения стран СНГ Международного общества нэцкэ (International Netsuke Society).

Нэцкэ и инрo на поясе хакама.


Для экспозиции подобрано сто восемьдесят нэцкэ и несколько инрo XVII–XIX веков, предоставленных коллекционерами Москвы и Санкт-Петербурга. Впервые будут показаны произведения, которые десятилетиями хранились в частных собраниях и не демонстрировались ранее на выставках.

Искусство нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868). Из предметов сугубо утилитарных, служивших для крепления необходимых мелочей на поясе, нэцкэ в XVIII веке превратились в настоящие произведения искусства, украшавшие костюмы самураев и богатых горожан, а во второй половине XIX века покорившие сердца европейских коллекционеров.

Буйволица. Вторая половина XVIII в., Киото. Слоновая кость, рог; резьба, инкрустация; 65 мм. Подпись: Томотада.


Нэцкэ ((нэ) – «корень»; (цукэ) – «прикреплять») – миниатюрная скульптура со сквозным отверстием, через которое пропускали шелковый шнур и привязывали к нему любой другой предмет небольшого веса – сагэмоно («подвешенная вещь»). Как правило, это был кисет для табака, футляр для курительной трубки, коробочка для лекарств или личной печати (инро) – необходимые в повседневной жизни предметы, которые можно постоянно держать при себе, закрепив на тканевом поясе оби. Шнур пропускали за поясом так, чтобы сагэмоно оставалось ниже его края и было доступно, а нэцкэ – выше и, за счет формы и объема, цеплялось за пояс, не давая предмету соскользнуть.

Способ ношения предметов на поясе был заимствован из Китая в конце XVI века, но самые ранние сохранившиеся образцы нэцкэ относятся к XVII столетию. Во второй половине XIX века традиционная одежда постепенно вышла из употребления, необходимость в функциональных нэцкэ практически исчезла, но их производство получило неожиданный импульс, когда Японию стали посещать зарубежные дипломаты, торговцы и туристы, для которых миниатюрная скульптура с изображением чужих богов и героев стала воплощением экзотики и удобным компактным сувениром. Также она остается предметом коллекционирования среди любителей японской культуры на всех континентах.

Гама сэннин с жабой. 1820–1840 гг., Сасаяма, провинция Тамба (совр. преф. Хёго). Дерево, рог; резьба, инкрустация; 52 мм. Подпись: Тоёмаса.

Обезьяна. Середина – вторая половина XIX в., Осака. Слоновая кость, красный янтарь; резьба, инкрустация; 36 мм. Подпись: Кайгёку (Кайгёкусай).

Кирин. Вторая половина XVIII в., Киото. Слоновая кость, рог; резьба, инкрустация; 110 мм.

Государственный Эрмитаж

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2, Эрмитаж

Проезд: Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"

Телефоны: (812) 571-34-65

Официальный сайт Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org/

EMail: visitorservices@hermitage.ru, press@hermitage.ru